История театров Хабаровска: театральная жизнь до революции
Может показаться, что театральная жизнь в Хабаровске началась только в советскую эпоху. И правда, разве можно всерьёз воспринимать самодеятельность Общественного и Военного собраний как профессиональные театральные коллективы? Ведь для обоих заведений театральные постановки местных и гастролирующих коллективов - всего лишь одна из сторон деятельности. Но театральная жизнь Хабаровска не ограничивалась только собраниями. Были и другие здания, где местные жители могли приобщиться к этому искусству.
Первый спектакль
Здания Общественного и Военного собраний до сих пор стоят на своих прежних местах. А вот о других строениях, где жители Хабаровска могли лицезреть театральные постановки, известно не так много. Облик некоторых можно, конечно, восстановить по фотографиям и чертежам, а вот другие известны лишь по воспоминаниям, некоторые были лишь в планах, которым не суждено было сбыться из-за революционных потрясений. Но по крупицам мы можем восстановить картину театральной жизни дореволюционного Хабаровска.
И вот, что известно. Первая театральная постановка в Хабаровске (тогда ещё Хабаровки) состоялась задолго до появления первых предназначенных для подобного действа зданий. И связана с открытием в Хабаровке Алексеевской школы, названной так в честь великого князя Алексея Александровича Романова. Он возвращался из кругосветного путешествия, и посетил Хабаровку летом 1873 года, и остановился в доме хабаровского купца Андрея Федоровича Плюснина. На Рождество и был показан первый любительский спектакль, сбор от которого должен был пойти на приобретение учебных пособий. Его организатором и режиссёром выступил инженер-механик Амурского пароходства Владыкин. А местом проведения была выбрана обычная казарма. Ставили пьесу Сергея Петровича Соловьёва «Что имеем, не храним, потерявши — плачем», 12+. Местные жители от спектакля остались не в восторге: актёры (за исключением Владыкина) играли плоховато, а в казарме было настолько холодно, что многие простудились. Но 90 рублей собрать удалось.
Первые сезоны
Первый же театральный сезон в Хабаровске состоялся лишь спустя 20 лет. Осенью 1894 года в город прибыло «Товарищество драматических и оперных артистов под управлением Кнауф-Каминской и Тальзатти». Эта труппа и провела в городе первый театральный сезон. Но это был огромный риск. Ведь после окончания навигации уехать из города было невозможно, и неудачный сезон вполне мог разорить артистов. Обстоятельства также оказались не в их пользу, — в 1894 году в связи со смертью Александра III все увеселительные мероприятия запрещались на 6 недель.
В 1893 году Хабаровка была переименована в город Хабаровск.
Кто же были эти первые профессиональные артисты Хабаровска? Тальзатти-Чиколлини был достаточно неплохим актёром и оперным певцом, и обычно исполнял роли первого плана. Провинциальный артист часто гастролировал по разным городам, поэтому и поездка на Дальний Восток его не сильно пугала. Мария Фёдоровна Кнауф-Каминская - пианистка, родом из европейской части России. Она училась у петербургских знаменитостей Теодора Лещетицкого, Луи Брассена и Антона Григорьевича Рубинштейна.
На Дальний Восток они добирались на плотах, волах и лошадях, и везде по пути давали концерты. Ей легко удавалось найти общий язык с местными властями, которые оказывали ей покровительство. Вот и в Хабаровске её труппа осталась по приглашению Приамурского генерал-губернатора Сергея Михайловича Духовского. Дальний Восток запал ей в душу. И, возвращаясь в культурную столицу России, она всегда вспоминала далёкий край. И вот, в 1905 году Мария Фёдоровна навсегда покидает Петербург и переезжает на постоянное жительство в Благовещенск вместе с сестрой Анной, где открывает классы фортепианной игры и пения.
Кроме Кнауф-Каминской и Тальзатти, в труппу входила певица (сопрано) П.С. Станиславская. Она исполняла партии героинь в оперных и опереточных спектаклях, а во время гастролей выступала и как драматическая актриса. Режиссёром товарищества был Мирон Васильевич Васильев, хорошо знакомы с особенностями провинциального театрального дела. Он был опытным постановщиком и первым актёром труппы. В труппу входил декоратор и парикмахер Р. Курчаев-Краузе, который в связи с нехваткой актёров иногда играл комические роли.
Гастроли оказались успешными. Репертуар труппы был достаточно разнообразен: оперные партии и фортепианные номера, оперетты (такие как «Птички певчие» Ж. Оффенбаха, 12+) и драматические спектакли («Каширская старина» Д. Аверкиева, 12+, «Горькая судьбина» А. Писемского, 12+).
Выступала труппа в Общественном собрании. Местные жители тепло прнимали приезжих актеров, так что недостатка в зрителях не наблюдалось. Уже позже, по возвращении из своего тура по сибирским и дальневосточным городам, Тальзатти в 1897 году в журнале «Театр и искусство» опубликовал очерк «Театральное дело в Сибири», где уделил внимание Хабаровску. И отметил, что несмотря на небольшую численность населения, интеллигенции в городе достаточно, что положительно сказалось на театральной кассе. По его оценкам, небольшая труппа могла продержаться в городе всю зиму, давая всего по два спектакля в неделю, и собрать при этом за сезон 18 000 рублей. А вот самой сцене Общественного собрания Тальзатти дал нелестную оценку: помещение неважное, и перед сценой нет места для оркестра.
Театр-цирк Матеуса
Критические замечания по отношению к сцене Общественного собрания были вполне справедливы. Да и Военное собрание также не могло похвастаться профессиональной театральной сценой. Под театр необходимо было отдельное здание. И в 1906 году на Хабаровской улице (сейчас улица Дзержинского) недалеко от Хабаровского моста (деревянный мост через Чердымовку) был построен первый хабаровский театр. Его строительство завершилось в июле, а назван он был театр-цирк Матеуса. Это было деревянное одноэтажное здание с залом почти на тысячу человек. По сведениям краеведа А. Жукова, это была постройка из деревянного каркаса, с двумя кирпичными и двумя бревенчатыми стенами. Досчатый потолок и пол, стены обшиты досками, и крыша из волнистого оцинкованного железа. В зрительном зале были партер, ложа и галерея. Зимой помещение отапливалось. Владельцем здания был Леопольд Иванович Матеус, а администратором труппы актёр И.К. Воронин, который и приспособил цирковое здание под театр.
Правда, под названием театр-цирк Матеуса известно ещё одно здание, фотография которого сохранилось. Оно располагалось как раз на углу Хабаровской улицы и берега Чердымовки, рядом с Хабаровским мостом. По документам это был трёхэтажный доходный каменный дом (концертный зал), построенный в 1910 году. А владельцем участка, на котором его возвели, по документам был вовсе не Матеус, а Дарья Круговская.
Доходный дом имел два цокольных этажа, над которыми располагался концертный зал со сценой. На нижнем цокольном этаже находилось четыре почти одинаковых по размерам помещения, а на втором цокольном этаже - три помещения. Весь третий этаж, представлявший собой цельное помещение, и был концертным залом. Правда, на звание театра-цирка он никак не мог претендовать, поскольку его площадь не позволяла вместить тысячу человек. Зато дом обладал выразительной архитектурой. На его единственной фотографии в глаза бросается необычная угловая часть дома, увенчанная четырёхгранным шатром и подчёркнутая оригинальным по форме балконом.
К сожалению, о театральной жизни в стенах этих зданий почти ничего неизвестно. В деревянном театре-цирке Матеуса успешно гастролировали различные цирковые труппы, а 9 мая 1910 года в нём выступал известный певец Леонид Витальевич Собинов. Но сам Матеус в этом же 1910 году свой театр-цирк продал. Круговская также не очень долго владела своим зданием.
В начале 1920-х годов владельцем участка на углу улицы Хабаровской и набережной Чердымовки был Алексей Михайлович Перельштейн. В списке домовладений 1923 года за ним числились, стоявшие на этой земле каменный трёхэтажный дом (доходный дом Круговской) и ветхий театр (тот самый театр-цирк Матеуса, находившийся в глубине участка). Во второй половине 20-х годов XX века оба эти здания были снесены, и от них не осталось ни следа.
Театральный архитектор
Был в Хабаровске ещё один театр-цирк, который находился на Николаевской площади (сейчас площадь Ленина). Он принадлежал Товариществу Шараповой и К°, и был построен в 1909 году. Инициатором его строительства был итальянец Мартини, который хотел устроить постоянный цирк в Хабаровске, но посчитал, что затея не окупится. Тем не менее он сам профинансировал возведение этого цирка, ставшего впоследствии местом выступления приезжих цирковых коллективов. Поэтому и запомнилось это здание больше как цирк, а под названием «театр-цирк» оно известно лишь в узких кругах.
И всё-таки театру в цирке тоже нашлось место. Известно, что цирк перестраивал военный инженер М.М. Осколков. К этому времени он уже оставил военную службу и работал городским инженером. После его корректировок в театре-цирке выступали как оперные и опереточные, так и драматические труппы.
Сам Осколков был большим любителем театра, и его архитектурное вмешательство в театральную жизнь Хабаровска одним театром-цирком не ограничилось. Он также перестроил сцены в Военном и Общественном собраниях, после чего там стали возможны более сложные постановки. Кроме этого, он построил и деревянный летний театр-варьете «Эльдорадо», в котором в 1915 году выступала труппа известной актрисы Марии Николаевны Нининой-Петипа, успевшей до этого провести в Хабаровске зимние сезоны 1913 — 1915 годов. Разместился этот театр в саду доходного дома Семёна Давыдовича Табалова и Александра Александровича Битарова, находящегося на улице Поповской (сейчас улица Калинина).
В 1913 году в Хабаровске проходила масштабная Приамурская выставка, приуроченная к празднованию 300-летия дома Романовых. Она разместилась на огромной территории (сейчас там находится парк «Динамо»), где также появился новый хабаровский театр, построенный в рамках этого мероприятия всё тем же Осколковым. Это был закрытый театр на 300 мест. Выставка была временным мероприятием, так что по её окончании все павильоны были разобраны, а вот театр оставили, — его собирались сделать постоянным. Помешали революция и Гражданская война.
Здания хабаровских дореволюционных театров, к сожалению не сохранились. Исчезли летний и закрытый театры, снесены театр-цирк Матеуса и доходный дом с концертным залом (кстати, доктор архитектуры Николай Петрович Крадин предполагает, что их архитектором тоже мог быть всё тот же Осколков), да и театр-цирк на центральной площади пришёл в негодность. Его тоже снесли, а ближе к улице Пушкина в 30-е годы XX века поставили новое деревянное шапито, но это уже был только цирк. И только каменные здания Военного и Общественного собраний остаются на своих местах, осуществляя преемственность театральной жизни Хабаровска.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен