В прошлых материалах в большей степени уделялось внимание хабаровским театрам, и их истории с дореволюционных времен и до настоящего времени. На этот раз более подробно поговорим о тех, кто радовал своими выступлениями местных жителей. А именно, о гастролёрах.

Тальзатти и компания

Кто они были, первые актёры-любители, выступавшие на импровизированных сценах в Хабаровке, или на более профессиональных в Общественном и Военном собраниях, уже и не скажешь. Но вот о тех, кто приезжал в этот отдалённый уголок России на гастроли, известно чуть больше. В предыдущем материале уже упоминались их имена, здесь же остановимся немного подробнее на судьбах тех, кто играл на хабаровских сценах.

История театров Хабаровска: театральная жизнь до революции
В ТЕМУ

Напомним, первый театральный сезон в Хабаровске состоялся осенью 1894 года, когда в город прибыло «Товарищество драматических и оперных артистов под управлением Кнауф-Каминской и Тальзатти». Это был огромный риск для труппы, - после окончания навигации уехать из города было невозможно, и неудачный сезон мог их разорить. Однако, гастроли оказались вполне успешными. Вл. В. Тальзатти, выступавший в качестве антрепренера товарищества, опубликовал потом очерк «Театральное дело в Сибири» в столичном журнале «Театр и искусство», в котором проанализировал в театральном отношении все города Сибири и Дальнего Востока. В очерке несколько строк было уделено и Хабаровску.

При этом о самом Тальзатти известно не так уж много. Вл. В. Тальзатти-Чиколлини был актёром и оперным певцом, обычно исполнявшим роли первого плана Также выполнял функции антрепренера, - организовывал  мероприятия и контролировал весь процесс от и до. Он был провинциальным артистом и часто гастролировал по различным российским городам. В своём очерке он отметил, что несмотря на небольшую численность населения, интеллигенции в Хабаровске достаточно много, что положительно сказывалось на театральной кассе. Он считал, что небольшая труппа могла продержаться в городе целую зиму, давая по два спектакля в неделю, и собрать за сезон 18000 рублей. Правда, сцене Общественного собрания, на которой выступала труппа, Тальзатти дал нелестную оценку: помещение неважное, перед сценой нет места для оркестра. Что касается самого очерка, то он носил очень практический характер. Тальзатти не только описывал города Сибири и Дальнего Востока, особенности местной публики, но и давал практические рекомендации по подбору труппы, репертуару и прочее.

О «коллеге по цеху» - Марии Фёдоровне Кнауф-Каминской, известно несколько больше. Она родом из европейской части России и училась у петербургских знаменитостей Теодора Лещетицкого, Луи Брассена и Антона Григорьевича Рубинштейна. Мария Федоровна не вдавалась в причины, побудившие её отправиться на Дальний Восток. «11 марта 1892 года я даю концерт в зале Петербургской городской думы, а 13 марта выезжаю в неведомое место», так она говорила. Транссибирская магистраль ещё не была построена, так что передвигались на плотах, волах, лошадях, давая по пути концерты. Вместе с ней в дальний путь отправилась и её сестра Анна, артистка русской оперы. 

В 1894 году в Хабаровске Мария Фёдоровна познакомилась с Приамурским генерал-губернатором Сергеем Михайловичем Духовским, который и пригласил её остаться здесь на гастроли. В 1896 году Кнауф-Каминская возвращается в Петербург, но вскоре вновь отправилась на Восток, и уже в 1904 году дала концерты в Иркутске. Она вернулась в Петербург из-за смерти дочери, после чего, по собственным словам, её «ничто больше не связывало со столицей». В 1905 году Мария Фёдоровна решила уехать из Петербурга навсегда, выбрав для жизни Благовещенск. Вместе с ней отправилась и её сестра Анна. В Благовещенске Мария Фёдоровна открыла классы фортепианной игры и пения «по методике Санкт-Петербургской консерватории». Организационные вопросы взяла на себя её сестра, которая вела уроки пения. В первый год в этих классах училось 32 ученика, своими силами поставившие оперу «Гензель и Гретель» (12+). На следующий год учеников уже насчитывалось более сорока.

Народный дом в Благовещенске, в котором М.Н. Кнауф-Каминская проводила «музыкальные утра». Источник: my-madonna.ru

Мария Фёдоровна умела находить преподавателей, и скоро в её музыкальной школе обучали не только игре на фортепиано, сольному и хоровому пению, но и игре на струнных и духовых инструментах, органе, фисгармонии, драматическому искусству, итальянскому языку и ансамблевой игре. Кроме этого, в школе изучали композицию, теорию и историю музыки, историю искусств и эстетику. Экзамены в школе, в которой, кстати, учились и взрослые, были публичными. А в 1911 году учащиеся Благовещенской музыкальной школы приезжали с гастролями в Хабаровск. 

Надо сказать, занятия в школе были платными. Иногда Мария Фёдоровна устраивала «полублаготворительные» концерты, часть средств от которых шла на нужды школы, а часть – в распоряжение военного губернатора Амурской области на благотворительные цели. 

Мифы о Волочаевской битве
В ТЕМУ

В годы Гражданской войны Мария Фёдоровна оставалась в Благовещенске. И продолжала заниматься культурной работой и после февраля 1918 года, когда власть в городе перешла в руки большевиков. А когда в августе 1918 года в Благовещенск пришли японцы, её обвинили в знакомстве с большевиком Фёдором Никаноровичем Мухиным и исключили из числа преподавателей женской гимназии. После освобождения Хабаровска от японцев в ноябре 1920 года, Мария Фёдоровна стала руководить новой музыкальной школой управления образования. К сожалению, потрясения подкосили её здоровье, и 5 февраля 1921 года она скончалась от кровоизлияния в мозг. В память о ней в 1923 году Благовещенской музыкальной школе было присвоено её имя. 

Кроме Кнауф-Каминской и Тальзатти, в труппу входила певица (сопрано) П.С. Станиславская, работавшая в петербургском театре «Аркадия». Обладая хорошими вокальными данными, она пела партии героинь в оперных и опереточных спектаклях, а также выступала как драматическая героиня. В 1896 – 1899 годы она работала в Благовещенске в качестве актрисы и антрепренера, но вскоре покинула Дальний Восток и продолжила работать в Москве каскадной певицей в театрах оперетты.

О других участниках этой труппы известно ещё меньше. Режиссёром товарищества был Мирон Васильевич Васильев, опытный постановщик и первый актёр труппы. Иногда, в связи с нехваткой актёров, комические роли играл декоратор и парикмахер Р. Курчаев-Краузе.

Нинина-Петипа

Мария Николаевна Нинина-Петипа. Источник: bestmagazine.ru

Известной актрисой, выступавшей в Хабаровске, была Мария Николаевна Нинина-Петипа. Она происходила из артистической семьи. Её дедом был известный балетмейстер, француз Мариус Петипа, приехавший в Санкт-Петербург ещё в 1847 году и оставшийся в России до своей смерти в 1910 году. Его внебрачный сын, Мариус Мариусович Петипа, обладал неплохими вокальными данными и блистал на сцене в драматическом амплуа, и даже был режиссёром и администратором Ораниенбаумского театра. Был успешен в амплуа героя-любовника, причём, не только на сцене. От одного из его похождений, не завершившихся браком, и появилась на свет Мария Николаевна. 

В 1897 году Нинина-Петипа дебютировала в труппе П.С. Станиславской и вскоре стала популярной на Дальнем Востоке актрисой. В амплуа драматической героини она быстро завоевала зрительские симпатии во Владивостоке, Благовещенске и Хабаровске. Уже в 1899 году она пробует себя в антрепренерской деятельности. А с 1902 года занимается ей на постоянной основе, не забывая и об актёрской карьере. 

В 1903 году Марина Николаевна способствовала открытию во Владивостоке первого общедоступного театра, цены в котором были меньше, чем в других подобных заведениях. Она следила за столичными новинками и, когда вошли в моду фарсы, - одноактные русские и переводные комедии, зачастую основанные на сексуальной интриге со сценами раздевания, в театральном сезоне 1905 – 1906 годов выписала из Петербурга отдельного режиссёра для постановки подобных зрелищ, популярных у моряков Владивостока. Мария Николаевна держала театры фарсов и миниатюр во Владивостоке и Хабаровске, но продолжала заниматься и драматическими постановками. 

В 1913 – 1915 годы Нинина-Петипа провела успешные зимние сезоны в Хабаровске. Доход от них был настолько хорош, что на летний сезон она решает построить новое здание. 31 июля 1915 года стараниями Марии Николаевны в Хабаровске был открыт Новый летний театр. Деревянное здание расположилось в саду доходного дома Семёна Давыдовича Табалова и Александра Александровича Битарова, находящегося на улице Поповской (сейчас улица Калинина). Построен он был военным инженером и большим любителем театра М.М. Осколковым. А назвали его «Эльдорадо». В нём и выступала труппа Марии Николаевны до сентября 1915 года. Вскоре, Нинина-Петипа покинула Хабаровск. 

«Где шумит седой волной Амур-река город вырос не на год, а на века»: старый Хабаровск на рубеже веков
В ТЕМУ

Некоторое время труппа Марии Николаевны ещё выступала в городах Дальнего Востока. Они посетили Харбин и Никольск-Уссурийский, но в большей степени в этот период интересы Нининой-Петипы сосредоточились на столице. В 1914 – 1917 годых она держала театр миниатюр в Москве, в котором широкая известность пришла к Александру Вертинскому. Его сольные гастроли она организовывала уже в 1917 – 1919 годы.

Помимо московского театра, Мария Николаевна владела несколькими театрами на Дальнем Востоке. Но вскоре всё изменилось. Жить в Москве становилось всё труднее, и в 1918 году Нинина-Петипа вместе с Вертинским отправились в Киев. Но дальше её следы теряются. Скорее всего, она покинула Россию с первой волной театральных эмигрантов. Её дальнейшая судьба неизвестна.

Хабаровск находился далеко от главных культурных центров России, но это не мешало его жителям ценить и любить прекрасное. В городе всегда с любовью встречали гастролирующих артистов и с удовольствием ходили на их спектакли, и с годами эта черта хабаровчан не изменилась.

В ТЕМУ:
История театров Хабаровска: Военное собрание

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен