Дальний Восток на период Великой Отечественной войны приобрел стратегическую ценность, — регион превратился в надежный тыл. Однако, надо помнить, что положение было двойственным. С одной стороны на территории советского Дальнего Востока боевые действия не велись, но одновременно с этим сохранялась угроза нападения Японии. И пусть и на особом положении, все предприятия региона работали на нужды фронта.

Как во всей стране

В Хабаровском крае, как на всём Дальнем Востоке, да и по всей стране кардинально изменился облик промышленности. Часть строек, запланированных на третью пятилетку, прерванную войной, осталась незавершённой. Так, прекратилось железнодорожное строительство по линии Байкало-Амурской магистрали. А позже часть её путей даже была разобрана и переправлена в европейскую часть страны для восстановления повреждённых железных дорог.

Но нельзя сказать, что в этот тяжелый период совсем ничего не строилось. Например, развернулось строительство морских портов в Советской Гавани и Ванино.

«В далёкий край товарищ улетает»: эскадрилья «Хабаровский комсомол» в боях за Родину
В ТЕМУ

Но в полном объёме новое строительство вестись, конечно, не могло — война сильно отразилась на кадровом составе. Мужчины трудоспособного возраста, многие из которых уже были квалифицированными специалистами в своей сфере, уходили на фронт. Им на смену приходили старики, женщины и подростки, которым приходилось схватывать на лету, осваивая новые профессии. Пополнению уже подготовленных кадров способствовали школы государственных трудовых резервов, имевшиеся в том числе и в Хабаровском крае. Они готовили кадры для заводов, шахт.

С первого дня войны перед краем встала задача перестроить производство на военный лад. Хотя ещё к 1941 году Дальний Восток мог похвастаться мощной промышленной базой, в том числе военной, а также наличием квалифицированных кадров. Но в годы войны и мирным предприятиям приходилось осваивать выпуск военной продукции — авиабомб, снарядов, мин и миномётов. Из предприятий Хабаровского края к военной промышленности дополнительно были отнесены завод «Амурсталь» в Комсомольске-на-амуре и завод «Авторемлес» в Хабаровске.

Стахановцы войны

Сокращение трудовых коллективов ставило вопросы о повышении производительности труда. Массовое распространение получило движение «двухсотников» и «трёхсотников», перевыполнявших нормы на 200 — 300%. Ведь работать приходилось и за себя, и за ушедшего на фронт товарища. «Стахановцем» стал практически каждый второй рабочий Хабаровского края. В конце 1943 года рабочих, которые за смену выполняли несколько норм, в Хабаровском крае было более 18 тысяч.

Ремонт танков на заводе Дальэнергомаш. Источник: uchebana5.ru

Можно привести множество примеров подобного героизма. Например, бригада В. Лазуткина на одной из Уссурийских шахт вырабатывала вдвое больше угля. А сам Лазуткин был награждён орденом «Знак Почёта». В августе 1941 года комсомолец завода «Дальдизель» Алексей Левченко не покидал цеха 32 часа, пока не выполнил заводское задание. В феврале 1942 года фронтовая бригада Александра Матвеенко за 90 часов справилась с заданием, на которое по нормам отводилось 533 часа. Не отставали и те, кто занимались продовольствием. А оно имело огромное значение для снабжения армии. Так, в феврале 1942 года был перевыполнен план заготовок предприятия рыбной отрасли Хабаровского края.

Хабаровские танкисты в боях за Родину
В ТЕМУ

Распространялись также «фронтовые вахты», «фронтовые декадники» и соревнования бригад за звание «фронтовых». В начале 1942 года таких бригад насчитывались лишь единицы, но к январю 1945 года их было уже более 1000.

Но и без соцсоревнований все работали по-стахановски: с субботниками, воскресниками и ненормированным рабочим днём. Так, на заводе «Дальдизель» рабочий день токаря составлял 12,6 часов, слесаря — 13,4 часа, фрезеровщика — 12,8 часов, сверловщика и сварщика — 11,3 часа.

Благодаря трудовому подвигу дальневосточников, производительность труда в регионе с 1940 года не только не уменьшилась, но и возросла к 1945 году на 12%. А оборонная промышленность Дальнего Востока увеличилась в 5 раз.

Всё для фронта!

Многие мирные дальневосточные предприятия в этот период осваивали выпуск военной продукции. На Дальнем Востоке строились боевые морские и речные корабли, ремонтировались танки, производились различные снаряды. Хабаровский авторемонтный завод, позже известный как «Дальэнергомаш» с первых дней войны начал производить стержни для изготовления мин. Он же ремонтировал и танки Т-34, которые доставляли с полей сражений. Один из танков Победы был установлен на гранитной глыбе недалеко от завода в память о трудовом подвиге его коллектива и боевых заслугах танкистов-дальневосточников.

Памятник Т-34. Источник: nasledie27.ru

Некоторые предприятия сразу создавались как оборонные. Таким был, и образованный в сентябре 1941 года на базе военного склада № 975, снаряжательный завод Народного комиссариата обороны под № 637 в посёлке Эльбан. А к концу 1942 года здесь было организовано массовое производство боеприпасов: авиабомб, мин, снарядов 76 и 120 мм. Причём, одновременно продолжали строиться новые цеха завода. Мины со снарядами в эти годы выпускал и хабаровский завод «Дальдизель». Но в цехах производились и гранаты, и тележки для миномётов. Но главной продукцией «Дальдизеля» стала 76-миллиметровая пушка ЗИС-3.

Танк Т-34 — это не только легенда Второй мировой войны, но и выдающийся образец боевой техники XX века.

Получал фронт с Дальнего Востока и другую продукцию. На нужды армии в регионе было произведено огромное количество лыж. Кроме того Дальний Восток за годы Великой Отечественной войны поставил сотни тысяч тонн нефтепродуктов. Железнодорожники отправили из Хабаровска более 60 вагонов с оборудованием, инструментами и запасными частями для фронтовых и прифронтовых дорог.

Продовольственный вопрос

Серьёзные трудности в этот период испытывало и сельское хозяйство Хабаровского края. Множество жителей села была мобилизована в армию, а часть сельскохозяйственной техники также изымалась на нужды фронта. Кадровый вопрос решался путём привлечения городского населения для помощи колхозам и совхозам края. Значительную помощь оказала молодёжь. Например, студенты Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) в годы войны участвовали в посевных компаниях и сборе урожая, а также работали на подсобном хозяйстве института. Не менее активно привлекались и школьники. Ученики преимущественно младших классов собирали колосья за комбайнами и уборочными машинами, а школьники старших классов участвовали в уборке картофеля.

«Всем смертям назло!»: записки военного летчика из Хабаровска
В ТЕМУ

Были и другие продовольственные почины, в которых активно участвовали жители Хабаровского края. Собиралось продовольствие для помощи семьям военнослужащих и рабочим оборонных предприятий. Примечательна кампания под лозунгом «Сушёные овощи — фронту!», в ходе которой комсомольцы организовали сушку овощей со своих личных огородов для Красной Армии. Каждый комсомолец должен был насушить по 10 — 15 килограммов овощей. Следует отметить, что Дальний Восток за годы Великой Отечественной войны поставил миллионы тонн рыбы.

Из личных подсобных хозяйств часть продуктов безвозмездно отдавалась на нужды фронта.

Займы

Кроме всего выше перечисленного, была и огромная добровольная материальная помощь, которую гражданское население оказывало фронту. И это было на всей территории страны. Люди подписывались на военные займы, участвовали в денежно-вещевых лотереях, собирали средства на строительство кораблей, танков и самолётов.

На средства, собранные комсомольцами и молодёжью Хабаровского края, были построены четыре звена бомбардировщиков эскадрильи «Хабаровский комсомол» и звено самолётов «Хабаровский пионер». Так, один только коллектив ХабИИЖТ только за 1941 — 1942 годы сдал в фонд обороны облигаций и займов на сумму 71647 рублей, собрал 422,75 граммов серебряных и 57,55 граммов золотых изделий. Общая стоимость его подписки на первую и вторую денежно-вещевую лотереи составила 47370 рублей.

Вспоминается Мария Васильевна Октябрьская — военнослужащая-танкист, которая участвовала в Великой Отечественной войне, и была удостоена звания Героя Советского Союза. Во время войны она использовала свои собственные средства, чтобы оплатить строительство танка Т-34 под названием «Боевая подруга», после чего стала его механиком-водителем.

Подарки

Сбор праздничных подарков для бойцов, проходивший во всей стране, стал своеобразной формой поддержки красноармейцев. Не отставал от общего почина и Хабаровский край, жители которого собирали тёплые вещи и другие подарки для фронтовиков. Уже в октябре 1942 года из Хабаровска на Волховский фронт был отправлен эшелон из 46 вагонов праздничных подарков, собранных за три недели трудящимися края.

Жители Хабаровска отправили на фронт 11 вагонов подарков, а в Комсомольске-на-Амуре было собрано 4 вагона. Это соответственно 70000 и 18000 индивидуальных подарков, в которых были копчёности, печенье, табак, папиросы, вино, часы, гармони, предметы туалета и т.п. Был эшелон подарков и от трудящихся Нижнего Амура, Сахалина и Камчатки. Всего к 1944 году в действующую армию жители Хабаровского края отправили 157 вагонов с подарками.

Были и другие формы помощи. Так старшеклассники устраивали концерты в военных госпиталях, а ученики младших классов организовывали отряды тимуровцев для помощи семьям фронтовиков.

Весь период с 1941 по 1945 годы население Хабаровского края, как и всей страны, несло свою трудовую вахту. Жители Дальнего Востока внесли в фонд обороны Советского Союза свыше 1,2 миллиардов рублей, собрали на военные займы около 2 миллиардов рублей и передали на фронт более 2 миллионов тёплых вещей и обуви. Все силы Хабаровского края и все страны были направлены на достижение Победы в Великой Отечественной войне.

В ТЕМУ:
«Пока мы будем живы, ни шагу назад!»: дальневосточники в боях за Сталинград

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен