Амурск — самый молодой город на карте Хабаровского края
19 июня 2024 года Амурск отпраздновал своё 66-летие. Для города это не очень большой срок, но даже столь непродолжительная история этого населённого пункта связана со значимыми этапами истории Дальнего Востока.
Падали…
Возник Амурск не на пустом месте. Здесь, на берегу Амура, находилось нанайское село Восточные Падали, или Падали-Восточные. А иногда его и просто называли Падали. Название селение получило по имени близлежащего озера Падали. В переводе с нанайского «падала» означает «пересыхающий».
Когда возник Амурск, нанайское селение было перенесено на новое место. Но многие жители села, особенно молодёжь, решили остаться на прежнем месте. Они приняли участие в развернувшемся строительстве и в последствие стали жителями нового города Амурска.
Амурск — это российский город, который является административным центром Амурского района Хабаровского края. Он был основан 19 июня 1958 года.
Несостоявшееся начало
А ведь рождение Амурска могло бы состояться и раньше. В 30-е годы XX века в период индустриализации почти вся страна превратилась в гигантскую стройплощадку, и Дальний Восток не был исключением. Здесь проходила одна из крупнейших строек страны — возведение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ). При ее строительстве возникали и новые населённые пункты, такие как Комсомольск-на-Амуре. В этот период и должен был появиться Амурск в 45 километрах по Амуру от Города юности.
В 30-е годы в Приамурье планировалось создать крупную лесохимическую промышленность. С этой целью по распоряжению Наркомлеса комплексная бригада ленинградских инженеров проводила изыскательские работы — искали место для будущего целлюлозно-бумажного комбината. Требовался участок со спокойным рельефом, который бы не подвергался затоплению. И площадка на территории нанайского села Восточные Падали показалась максимально удобной.
Однако строительство так и не началось. Планам помешала Великая Отечественная война. Строительство БАМа было заморожено, а планы по созданию целлюлозно-бумажного комбината пришлось отложить на 20 лет.
Начало строительства
О задумках 30-х годов вспомнили лишь в 50-е, уже после смерти творца индустриализации. Начало стройке положили постановление Совета Министров СССР от 9 января 1956 года и приказ министра бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР от 18 января 1956 года «О проектировании строительства Комсомольского целлюлозно-картонного комбината». Небольшое рыбацкое селение Падали очень быстро превратилось в стройплощадку нового объекта. В 1958 году тут появились первые бараки и палатки строителей. Стройматериалы доставляли в основном железной дорогой через станцию Падали и по Амуру.
Работы по возведению комбината были поручены строительному тресту № 6 Комсомольска-на-Амуре. Руководство взял в свои руки партийный комитет, которому приходилось самостоятельно решать вопросы быта, питания, медицинского обслуживания, образования и охраны общественного порядка.
Самой сложной задачей было обеспечение стройки материалами. Весной нужно было подготовить достаточное количество материалов на период паводка до вскрытия Амура. Для перевозки грузов использовались автомобили, тракторы, автокраны и другие механизмы, которые работали круглосуточно. Летом материалы доставляли по реке Амур. А осенью снова возникла необходимость запастись материалами на период распутицы.
Летом решалась другая задача — обеспечение строителей продуктами питания на зимний период, включая овощи и картофель. Занимались поставками организации Комсомольска-на-Амуре и всего региона. Корабли и баржи доставляли на стройку овощи, цемент и строительные материалы. Их все надо было разгружать. Но как же график работ? И вот строители, отработав дневную смену, шли ночью заниматься разгрузкой привезённых грузов.
Комсомольская стройка
Не хватало рабочих рук, поэтому весной 1958 года объявили призыв молодых людей: строительство целлюлозно-картонного комбината стало краевой ударной комсомольской стройкой. 10 июня 1958 года прибыли первые комсомольцы из Биробиджана, Советской гавани, Хабаровска, Бикина и других населённых пунктов Хабаровского края.
Строящийся Амурск быстро прибавлял в населении. Настала пора задуматься и о перспективах его развития, как поселения, а не только как комбината. И накануне осени встал вопрос о… школе. По собственной инициативе бригада плотников решила переквалифицироваться в каменщиков, чтобы возвести крепкое здание для обучения детей. Они посещали вечерние занятия по кладке кирпича. Несмотря на усталость и работу почти круглые сутки, строители завершили строительство школы к 1 сентября 1958 года.
20 сентября 1960 года Амурск объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Теперь на строительство приезжали со всей страны. К этому времени палаточный городок уже ликвидировали. Построенного жилья было достаточно. А кроме средней школы в одном из жилых домов открыли ещё и музыкальную школу. Обилие молодёжи подталкивало к новым вопросам. А именно о техническом образовании. Так был открыт филиал вечернего техникума целлюлозников, а чуть позже вечерний филиал Комсомольского строительного техникума.
Я знаю, город будет…
В 1958 году в СССР была проведена реформа управления промышленным и гражданским строительствам. На местах создавались Советы народного хозяйства (Совнархозы), в руки которых переходило управление от отраслевых министерств. Так была осуществлена попытка перехода от отраслевого принципа управлению к территориальному. И хотя реформа привела к серьёзной децентрализации в промышленности и была отменена почти сразу же после отставки Никиты Сергеевича Хрущёва, она имела и некоторые положительные результаты. Иногда такое сосредоточение управления разными отраслями в одной структуре позволяло более быстро решать все насущные вопросы строительства. Сказалось это положительным образом и на строительстве Амурска.
В июне 1960 года Хабаровский совнархоз принял решение о создании строительного треста «Амурскстрой», в состав которого вошли строительные управления № 851 и № 858, Автотраспортная контора, Управление механизации. Благодаря этому стало возможным масштабное развитие жилищного строительства и промышленности. Были построены жилые дома и школы, открыт завод железобетонных изделий, проложена автомобильная дорога и линия электропередачи до Комсомольска, а также появились первые цеха Комсомольского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). С 1962 года начал работать ремонтно-механический завод по изготовлению нестандартного оборудования для комбината, а посёлок Амурск превратился в районный центр.
В начале 60-х главной проблемой строительства была транспортная инфраструктура. Все грузы доставлялись по Амуру, и в межсезонье перевозки останавливались. Поэтому было решено проложить железную дорогу и шоссе Амурск—Мылки. К маю 1963 года были введены в эксплуатацию пристанционные пути на станциях Мылки и Комбинат, а перегон между ними был завершён в том же году.
Решение транспортной проблемы позволило более широко развернуть строительство.
Юбилейный рывок
Отставка Хрущёва и возвращение к отраслевому принципу управления, начавшееся в 1965 году, не затормозили строительства. В апреле 1965 года начала издаваться районная газета «Амурская заря», а в октябре встала под промышленную нагрузку теплоэлектроцентраль. Но главное было ещё впереди.
К концу строительства первой очереди комбината был объявлен призыв ускорить запуск предприятия в связи с приближением 50-летия Октябрьской революции. Все усилия были направлены на завершение стройки, и работа часто продолжалась круглосуточно. Экипаж французского судна «Анадырьлес» доставил часть котлов для кислотного цеха. Обычно их поставляли уже в готовом виде, но ради экономии было решено собрать их силами местных специалистов, которые оказались достаточно квалифицированными для этой задачи. В октябре 1967 года комбинат начал работать, и его продукция не уступала зарубежным аналогам.
Превращение в город
В 70-е годы завершилось строительство первой и второй очереди Амурской теплоэлектроцентрали, которая обеспечивала не только комбинат, но и разросшийся посёлок. В 1973 году был утверждён генеральный план застройки Амурска, по которому поселение растянулось вдоль протоки Сандинка. В этом же году посёлок Амурск был преобразован в город Указом Президиума Верховного Совета СССР. В городе возводились поликлиники, школы, профессиональные училища, стадион, Дом культуры и спорта, Дворец культуры, спортивные комплексы и хлебозаводы. Также обустраивали близлежащие районы, где появились торговые комплексы и аэропорт в селе Троицкое. Началось строительство и сельскохозяйственных предприятий, а также была построена дорога Амурск — Комсомольск.
27 декабря 1973 года рабочий посёлок Амурск был преобразован в город Амурск.
До 70-х годов Амурский целлюлозно-картонный комбинат оставался главным предприятием нового города, но это продолжалось недолго. Уже в 1969 году развернулось строительство лесопильно-деревообрабатывающего комбината объединения «Дальлеспром». И в 1972 году в строй вошла его первая очередь.
Кроме этого в апреле 1970 года началось строительство Амурского машиностроительного завода в Амурске, предназначенного для выпуска оборонной и машиностроительной продукции, а также товаров народного потребления. А в 1976 году было создано производственное объединение «Вымпел» для снабжения вооружённых сил страны боевыми патронами.
В 80-е годы развитие города продолжалось. В эти годы он достиг такого уровня производительных сил, что занял третье место в Хабаровском крае по промышленному потенциалу. К 1990 году здесь насчитывалось 14 промышленных предприятий.
Дальнейшее развитие города остановила перестройка и последовавшие за ней реформы 90-х годов. Все градообразующие предприятия были практически уничтожены, а конверсия обанкротила заводы оборонной промышленности. Обанкротилась и строительная база, оставшаяся без заказов. Начался отток населения.
Сейчас обвал экономики города прекратился, снизились темпы оттока населения, предприятия продолжают работать и даже планируется расширение производства. Однако городу предстоит приложить много усилий, чтобы достичь того уровня развития, который был в советские времена.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен