Легендарный Байконур — история одного путешествия. ЭКСКЛЮЗИВ
История этого путешествия началась в апреле, когда автору этой статьи позвонил пресс-секретарь компании Ростелеком и сообщила о выходе в финал конкурса «Вместе в цифровое будущее», который прошел в июле в Москве. Результат оказался успешным — победа в специальной номинации от компании РТКомм «Спутники для людей» и приз — поездка на Байконур в составе делегации журналистов со всей страны: из Хабаровска, Красноярска, Сочи, Москвы, Мурманской области, республики Марий Эл и других.
Добираться с Дальнего Востока на территорию Казахстана довольно сложно. Перелет на трех самолетах Хабаровск-Москва-Астана-Кызылорды или Хабаровск-Екатеринбург-Астана-Кызылорды. И после трехчасовая поездка на автобусе до города Байконур. Интересно наблюдать за изменением пейзажа за окном автобуса, когда деревья и зеленые поля постепенно становятся ниже и реже, уменьшается их высота и они сменяются практически пустынным пейзажем, где много песка, мало травы и почти нет деревьев, кроме редких оазисов в месте проживания людей.
Богатая долина (в пер. каз.) — огромное пространство, в тысячах километров от Хабаровска, которое находится на территории Казахстана, там, где пустыня и редкая растительность, где гуляют верблюды и свободно пасутся лошади, где живут скорпионы, редкие виды пауков и где очень редко можно увидеть дождь. Но, по мнению местных, он идет всегда, когда запускают ракету. Место, где технологии прошлого соединяются с технологиями будущего. И это — Байконур. Легендарное место для мировой космонавтики, место, откуда началась ее история. Зимой 1955 года, когда посреди пустыни высадились солдаты, чтобы начать строить первый в мире космодром. И это было сделано в кратчайшие сроки. Уже 4 октября 1957 года на орбиту был запущен первый искусственный спутник Земли. А 12 апреля 1961 года в космос отправился и первый космонавт — Юрий Гагарин.
При строительстве первого или гагаринского старта рассчитывали всего на 10 пусков, но у площадки оказался настолько мощный запас прочности, что в итоге было сделано 519 пусков. И последний из них состоялся в 2019 году. Сейчас запуски перенесли на новую площадку, чуть менее масштабную, с более коротким железнодорожным путем от монтажно-испытательного корпуса (МИКа), чуть меньше по размеру технологические фермы для вертикализации ракеты и кабель-мачты для обслуживания и подачи электроэнергии. Даже сейчас, спустя пять лет после завершения эксплуатации, она настолько поражает воображение своим масштабом и качеством, огромные башни для вертикализации и кабель-мачты, внушительный стартовый стол и грандиозный газоотводный канал под ним. Позже уже не строили подобные масштабные сооружения, кроме площадки для Бурана, потому что в них уже не было необходимости, технологический зазор для таких сооружений определили.
Не все знают, что городов Байконур два — один российский и, что интересно, он федерально принадлежит Одинцовскому району Подмосковья, другой казахстанский. И находится он совсем в другом месте. До развала СССР город был секретным. По рассказам местных жителей, с лучшим медицинским центром в стране и назывался Ленинск. Попасть сюда непросто, город режимный, и пускают туда строго по пропускам: туристическими группами, либо по вызову родственников, как и на территорию одноименного космодрома, которая занимает много тысяч километров.
Территорию космодрома круглые сутки патрулирует полиция, охраняет от непрошеных гостей, которые часто приходят с желанием чем-то поживиться, например, металлом или пробраться на закрытый объект, чтобы сделать селфи. Но пустыня безжалостна, и многие незаконные «туристы» погибают от жары и жажды. Кроме того, на протяжении всего космодрома нигде не ловит связь, мобильные телефоны здесь можно использовать только как часы или фотоаппарат, интернет связи тоже нет. На самих объектах космодрома, которые разбросаны по территории полупустыни в разных местах, но в определенной логике в соответствии с сектором и направлением, протянута проводная телефонная связь. Территория космического объекта огромна, поэтому по ней проходит железная дорога с разными ветками, и раньше сотрудников привозили на работу специальными вагонами, сейчас они добираются на автомобильном транспорте.
В год пилотируемые запуски происходят два раза, традиционно — в марте и сентябре. Посмотреть на запуск ракеты любители космоса приезжают со всей страны, до 2022 года также прилетало много иностранных туристов, особенно из США и Китая. Если в экипаже есть иностранный космонавт, то тогда при запуске обязательно присутствуют гости из этой страны, как в этом году. 11 сентября 2024 года в 21:20:23 стартовал экипаж в составе двух российских космонавтов Алексея Овчинина, Ивана Вагнера и астронавта Дональда Петтита из США.
Один из первых пунктов туристической программы — вертикализация ракеты. Рано утром ее вывозят из монтажно-испытательного комплекса, где как конструктор, собирают из нескольких частей, затем тепловоз по железнодорожным путям со скоростью 5 км/ч тянет до стартового стола. Почему с такой скоростью? Потому что это скорость ходьбы человека, а именно Сергея Королева, который так провожал все свои ракеты до места запуска. Космонавты очень суеверные люди, они соблюдают все традиции, которые были придуманы за это время.
Затем уже ракету подвозят к месту старта и начинают поднимать. Захватывающее событие — огромное сооружение медленно возвышается до угла подъема в 91 градус. Держат ракету специальные технологические фермы или башни, в момент старта они отсоединяются. Предполётное обслуживание ракеты-носителя осуществляется при помощи башни обслуживания, которая устанавливается вплотную на пусковом столе, сами рабочие площадки башни обслуживания соединены лестницами или лифтом и обеспечивают доступ практически к любому узлу ракеты-носителя.
С помощью кабель-мачт к бортовым разъёмам комплекса подсоединяются разъёмы подачи электроэнергии, наземных систем автоматизированного контроля и управления стартом. Кабель-мачты также автоматически отсоединяются от летательного аппарата при старте.
По традиции космонавты обязательно посещают домик Гагарина и Королева, которые находятся на территории музея космодрома Байконур. Они даже могут посидеть на кроватях Гагарина, Титова и других первопроходцев. Первые космонавты проживали недалеко от самого места старта в этих самых домиках. Позже для космических летчиков построили гостиницу в городе. Перед полетом экипаж проходит двухнедельный карантин. Именно там в день вылета они в сопровождении специалистов торжественно выходят под песню «Трава у дома» группы «Земляне» и бурные аплодисменты родственников и зрителей.
Из строго соблюдаемых традиций еще смотрят фильм «Белое солнце пустыни» (12+), высаживают деревья на аллее у гостиницы «Космонавт», оставляют автографы в музее на космодроме Байконур, вслух не желают удачного полета и многое другое.
После того, как экипаж облачается в скафандры, они делают доклад главе Роскосмоса и другим высокопоставленным чиновникам и отправляются на старт. В летательном аппарате они проводят около двух часов перед взлетом.
В это время зрители на расстоянии 2400 м от площадки с волнением ждут старта космического экипажа. Они прислушиваются к переговорам специалистов, которые слышны из специально установленных громкоговорителей. В этот раз на площадке собралось более 500 человек, желающих присутствовать, можно сказать, на историческом событии. Вечерний старт самый впечатляющий, так как при взлете пространство озаряется светом от сгорающего в атмосфере топлива, и на несколько минут становится светло, как днем. Успешный старт всегда отмечается всеми присутствующими, главный его показатель — уезжающие колонны специалистов МЧС и пожарных частей, которые обязательно дежурят в таких случаях.
Байконур — крупнейший действующий в мире космодром. Город и космодром особенно оживают в периоды запусков. Всюду туристы, много космонавтов, которых случайно можно встретить в кафе или на улице, взять автограф или о чем-то важном поговорить.
Для справки: космодром и город Байконур вместе образуют комплекс «Байконур», состоящий из 15 стартовых комплексов девяти типов для запусков ракет-носителей, 4 пусковых установок для испытаний межконтинентальных баллистических ракет, 11 монтажно-испытательных корпусов (МИК) и прочей инфраструктуры.
Построен он на 10 лет позже космодрома Капустин Яр и с 1957 года использовался как основной космодром СССР вплоть до распада Союза ССР 26 декабря 1991 года, после чего космодром из союзной собственности перешёл в ведение ставшей независимой Республики Казахстан. Теперь эта территория арендуется Россией у Казахстана до 2050 года, и считается она на этот период территорией России.
Работают на космодроме только граждане России, но есть и исключение — объект «Байтерек» («богатое дерево»). Совместный российско-казахстанский проект. До его появления на территории этой площадки запускали уникальные автоматизированные ракеты среднего класса Зенит, их можно было запускать с одного старта до пяти раз в стуки. Использовали летательные аппараты для отправки на орбиту грузы. Главным разработчиком этих аппаратов стало КБ «Южное» имени академика Михаила Янгеля в Днепропетровске (Украина). Эти ракеты выводили полностью в автоматическом режиме при минимальном количестве обслуживающих их специалистов. Помогло изобретению этих нового формата космических аппаратов печальное событие 1960 года. Когда при подготовке к запуску ракеты Р-16, она взорвалась на старте и, по разным данным, на месте погибли от 74 до 120 человек, офицеров и молодых солдат, включая друга изобретателя аппарата маршала Митрофана Неделина. По счастливой случайности сам конструктор Михаил Янгель остался жив, он в это время отошел покурить.
После этой катастрофы изобретатель положил начало новому направлению в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, то есть минимум людей на старте и больше экологического топлива в ракетах. До этого в ракетах такого типа использовали эффективное, но ядовитое топливо, сторонником которого был изобретатель. Последний запуск этих ракет был осуществлен в 2017 году.
В настоящее время в МИКе ракет «Зенит» проводятся демонтажные работы, убирается старое оборудование и готовится новое под ракету «Союз-5». Приступить к полетным испытаниям новой совместной ракеты России и Казахстана планируется в 2025 году. Космос нужен всем!
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен