Ужастики на хэллоуин: от расчленёнки до сказок про ведьм
После некоторых коммерческих и творческих неудач с темой хеллоуина в кино зрители определили: хотим пугаться! Но как же быть с насилием, кровью и убийствами, праздник-то семейный? Киноиндустрия нашла решение. фильмы на хэллоуин
Хеллоуин: шедевр и франшиза
Независимый режиссер Джон Карпентер, будущий автор культовых фантастических лент «Побег из Нью-Йорка» (1981, 18+) и «Нечто» (1982, 18+), в 1978 году выпустил на экраны слэшер «Хэллоуин» (18+) и навсегда вошел в историю кино. Ныне во франишизу входит уже больше десятка лент, ее дважды весьма удачно перзапускали (в 2007 году музыкант-режиссер Роб Зомби, а в 2018-м – старательный профи Дэвид Грин, сейчас на экранах вторая часть из его запланированной трилогии), однако шедевром по-прежнему можно назвать лишь самый первый фильм. фильмы на хэллоуин
Если вам вдруг случайно неизвестен его кровавый сюжет, то, напомним, что американской семье Майерс есть странная традиция: сначала молодой, а позже уже не очень псих Майкл сбегает из психушки, чтобы резать в окрестностях своего дома несчастных старшеклассниц. Какое все это имеет отношение к Хэллоуину? А как же – происходит все это аккурат 31 октября, а Майкл с огромным ножом носит на лице белую маску. Посему до поры до времени все встреченные наивно полагают, что происходящее с ними лишь маскарад, ну, а когда понимают что к чему – уже поздно.
Как говорится, все гениальное – просто, даже предельно примитивно. К тому моменту, уже были похожие дешевые ужастики (к примеру, «Черное Рождество», 18+, 1974 г.), однако именно безработный Карпентер, впервые получивший в свои руки солидную сумму аж в 320 тысяч долларов, сумел при минимуме средств (половина денег тут же ушла на покупку камер) извлечь просто грандиозный эффект. Знаменитого хичковского саспенса (режиссер ориентировался именно на его «Психо»(16+)), который держит зрителя за горло от начала и до конца, Джон добивался при помощи собственной тревожно-пульсирующей музыки (это, опять же, экономно!), мастерской работы с субъективной камерой и окружающим пространством. фильмы на хэллоуин
Опять же Майк Маейрс – один из самых жутких персонажей мирового кино, мы не слышим его голос, не видим лицо, однако происходящее на экране без всяких спецэффектов вызывает архитепический ужас перед ничем и никак не объяснимым Злом. Да, старшеклассница Лори Строуд все же дает отпор маньяку, а сыгравшая ее Джейми Ли Кертис тут же была произведена фанатами в «королевы крика» и доросла к моменту «Правдивой лжи» (16+) до звездного статуса. Однако это все сладкие конфетки и погремушки, а на самом деле вы же понимаете, что эту мерзкую хтонь просто нельзя никак убить?
В итоге Карпентер разрубил одним махом сразу три тыквы: создал поистине бессмертный шедевр, породил целый жанр кровавого слэшера (хотя строго говоря, в отличие от многочисленных последователей в его картине 1978 года почти нет расчлененки, а Джейми даже не раздевается!), а также создал золотоносный кинобрэнд для давнего праздника. фильмы на хэллоуин
Трэшовая лента, снятая всего за три недели, принесла 45 миллионов барыша. И началась золотая лихорадка. Прежде всего, деньги пытались выжать из самой картины Карпентера. Но уже после первого продолжения стало понятно, что в этой скромной сюжетной канве мог развернуться только гений. Третий «Хэллоуин» (1982, 16+) получивший подзаголовок «Сезон ведьм», попытался было свернуть с кровавой тропы в лоно самого праздника. Однако провальная история о мистических масках, которых должны превратить одевших их детей в «тыквогловых», показала: дело все же не в мистике октябрьского праздника.
Хэллоуин: жанровые метания
Целевая молодежная аудитория желала пугаться и, пугаясь, развлекаться. Посему порожденный «Хэллуином» жанр слэшера быстро перерезал пуповину и убежал от страшных октябрин на маньячную свободу – к «Пятнице, 13», «Кошмару на улице Вязов», «Фантазму», «Восставшему из ада», «Крику» (все 18+) и прочим кроваво-ужасным франшизам. К слову, не пропустите: в рамках столичного проекта «Иное кино» с 28 октября в кинотеатрах страны и Хабаровска в очень ограниченном прокате появится самый первый «Кошмар на улице Вязов»(18+) с его незабвенным Фредди Крюгером.
Однако в празднике Хэллоуине намешано много всего, да и к дате 31 октября можно привязать чуть ли не любое событие и любое место. Рецепт создания хэллоуинского фильма прост: берем тыквы и детишек, добавляем острые колпаки и метлы - вот вам и ведьминская история. Или помещаем любую семью в дом с призраками – и готов готический ужастик. Можно также направить на участников маскарада зомби, вампиров, оборотней и прочих монстров. На худой конец сгодятся также пришельцы с зондами или клоуны с красными шариками. И таких поджанров в хэллоуин-мови – тьмы, и тьмы, тьмы…
Однако семейную аудиторию по большей части, конечно, не могло устроить подобное пиршестов крови и плоти 18+. Поэтому жанр вскоре разделился на два больших потока. Умные, философские экранизации печально-романтического Брэдбери не смоги, увы, стать мейнстримом. Однако, оттолкнувшись от его грядущей «Беды», где также проблескивало абсолютное зло в виде сатаны/дьявола, жанр нашел себя в историях с не столь пугающими и весильными персонажами. Они носили черные одеяния и острые колпаки, летали на метлах и принадлежали к слабому полу.
Фокус-покус с ведьмами
Важным этапом на этом пути стали «Ведьмы»(12+) - фильм 1990 года неординарного британского режиссера Николаса Роуга, который экранизировал детскую книжку британского писателя Роальда Даля. Действие развивается в Англии, куда сирота Люк приезжает вместе с бабушкой. В отеле, где они остановились, оказывается, проходит самый настойщий конвент, то бишь, шабаш ведьм. Милые британские тетки оказываются уродливыми созданиями, которые ненавидят всех детей. К счастью, убить их дамы в колпаках не могут, однако надменная и по-настоящему страшная СГВ - Самая Главная Ведьма (Анжелика Хьюстон, видимо, прямо отсюда угодила в новую «Семейку Аддамсов» (12+) Барри Зоненнфельда) придумала как извести малышей чужими руками: надо превратить всех в мышей, а уж котики-кошечки и любящие мамы-папы с их мышеловками и крысиным ядом довершат дело! Остановить заговор мировой ведьминской закулисы может только Люк и его друг-сладкоежка, одна беда – их обоих уже обратили в мышей…
Сейчас уже тяжело понять - за что так невзлюбил фильм ненашенский писатель Даль: ну да (спойлер!), Роуг изменил грустную концовку, где Люк, победивший ведьм, так и остался мышонком. Однако несмотря на, казалось бы, традиционный хеппи-энд, у экспериментатора Роуга макабр, социальная сатира и бытовая лирика тесно переплелись корнями. Серая, промозглая Британия населена поистине узнаваемыми людьми, и охотно веришь, что такие жуткие ведьмы в этом мире живут по соседству. Короче, если вы видели этот едкий фильм, прикидывающийся страшной сказкой, то не забудете.
Новая версия «Ведьм»(12+) от Роберта Земекиса, которую студия Диснея, выпустила на экраны перед Хэллоуином год назад, визуально, конечно, выигрывает у прежней картины. Теперь заговор плетется в США, действие перемещено в стильные 60-е годы, а кругом – яркие краски и спецэффекты, от которых дети-мыши прямо как живые. Но, несмотря на каноничный финал, почему-то хочется по-старчески брюзжать, что Земекис теперь «не тот», и что хочется вернуть «мистера Бина» на роль сноба-управляющего, и что замечательная Энн Хэтэуэй здесь и в подметки не годится величественной и великой Анжелике Хьюстон…
Впрочем, стоит напомнить, что при всем желании киноидустрия никак не могла взять ленту 1990 года от экспериментатора Роуга за мейнстримовый образец. Но ждать долго не пришлось: в 1993 году так и оставшимся малоизвестным режиссер Кенни Ортега снял на студии Диснея примечательный «Фокус-покус» (12+). Сюжет, даже по тогдашним временам, наистандартнейший - события происходят в городке Салем в канун дня всех святых. Подросток Макс, разумеется, случайно пробуждает троицу казненных ведьм-сестер. Те, естественно, мечтают погубить всех детишек городка. У Макса, чтобы спасти всех, есть лишь ночь да черный кот в союзниках…
Кто бы мог подумать, но перед нами самый симпатичный, или, как сейчас говорят, «ламповый» хэллоуинский фильм всех времен и народов. Собственно говоря, про традиции праздника в России, где только что упал «железный занавес», чаще всего узнавали тогда именно из этой черной комедии. фильмы на хэллоуин
Все атрибуты на месте – тыквы и гробы, кошки и летучие мыши, шляпы, разные монстрики и, конечно, салемские (а какие еще!) ведьмы. Конечно, будущую звезду «Секса в большом городе» Сару Джессику Паркер вы в гриме вряд ли узнаете, однако эстрадную звезду и отличную характерную актрису Бетт Мидлер после этой ленты полюбите стопроцентно! Ну и атмосфера подходящая – вроде нас пугают, а нам не страшно, а смешно, настоящий подарок для всей семьи.
После всенародного успеха милого «Фокуса-покуса» вырос поистине новый ведьминский жанр – к примеру, от детской «Сабрины, маленькой ведьмы»(12+) или телемыла «Зачарованных» (12+) до уже почти двух десятков лент про легендарных несчастных салемских ведьм.
Фото: kinopoisk.ru, wikimedia.ru, скриншот трейлера, pixabay.org
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен