Главная кинопремьера недели - победитель Каннского фестиваля этого года «Треугольник печали». Сегодня расскажем об этой картине, едко повествующей о современных Робинзонах, и о других шведских фильмах в российском прокате. скандинавские фильмы

Что такое шведский кинематограф? Для кого-то это культовый режиссёр Ингмар Бергман, философски трактовавший в 50-80-е годы ХХ века сложные темы о религии, семье и личности. Для других - актриса Ингрид Бергман, тоже ставшая мировой знаменитостью, хотя пик её карьеры пришёлся на голливудские, а не шведские фильмы. скандинавские фильмы

Любители же детективных сериалов должны сразу вспомнить знаменитый скандинавский нуар - уже ХХI века в лице его самых известных представителей: «Мост», «Убийство» или «Миллениум» (все три - 18+). Но следует признать, что шведский кинематограф - далеко не самый известный для российского зрителя. скандинавские фильмы

А ведь творцы родом из Скандинавии задавали всему миру актуальные тренды уже в эпоху немого кино, в период 1910 - 1920-х годов. Во многом это была заслуга «отца» шведского кинематографа - режиссёра Виктора Шёстрема. Уже тогда сильной стороной скандинавов стали не только новаторские методы монтажа, но и смелость в поднимании социальных тем. К примеру, немой фильм Шёстрёма «Ингеборг Хольм» (16+), снятый в далёком 1913 году, вполне актуален и сегодня: его содержание укладывается в фразу «не было несчастья, да взяли кредит».

Сильный удар по позициям шведов, еще до прихода звука в 30-е годы, нанес Голливуд: именно туда перебрались в начале 20-х Шёстрём, еще один прославленный режиссер Мориц Стиллер и актриса Грета Гарбо, чье имя вскоре стало еще одно кинолегендой. По тому же коммерческому маршруту за минувший век за океан последует еще немало скандинавов. Скажем, автор большинства клипов группы АББА, режиссёр Лассе Халльстрём в середине 80-х прогремел семейной драмой «Моя собачья жизнь» (16+). Однако многие его последующие, уже голливудские постановки - «Что гложет Гилберта Грэйпа» (1993 г., 16+), «Правила виноделов» (1999 г., 16+), «Шоколад» (2000 г., 16+) или «Хатико» (2009 г., 12+) - вряд ли заставят вас вспомнить о шведских корнях постановщика.

Но даже во второй половине века, когда лицом мирового арт-хауса стал Ингмар Бергман, все не ограничивалось только этой фигурой. Откровенные комедии и драмы, экранизации Астрид Линдгрен и Сельмы Лагерлёф, провокационные авторские фильмы - такая продукция вызывала стойкий интерес зарубежного зрителя. Сейчас лидерство на северном полуострове явно перехватили датчане во главе с Ларсом фон Триером, а достижения шведов в основном мы наблюдаем на телеэкране. Однако кинематограф Made in Sweden не утратил своих качеств, продолжая с успехом обращаться к острым социальным темам. А имена актрис Нуми Рапас, Алисии Викандер, режиссеров Роя Андерссона, Лукаса Мудиссона, а теперь и Рубена Эстлунда на слуху у любителей качественного кино. скандинавские фильмы

скандинавские фильмы

«Треугольник печали» (Triangle of Sadness, Швеция, 18+)

1 декабря в отечественный прокат выходит «Треугольник печали» - социальная сатира шведского режиссёра Рубена Эстлунда. В центре внимания ленты - русский олигарх, британский производитель оружия, парочка моделей и другие представители обеспеченных слоёв общества. Все они отправляются в роскошный круиз на яхте. Вот только развлекательное путешествие завершается крушением, а уцелевшие пассажиры оказываются на необитаемом острове. И все эти состоятельные и состоявшиеся люди оказываются совершенно беспомощными, когда речь заходит о выживании, ведь рыбу ловить среди них умеет только… уборщица.

Режиссёр Рубен Эстлунд не первый раз потрясает Канны. В 2014 году его «Форс-мажор» (12+) удостоился «Особого взгляда»: в этой семейной драме лавина ударила по супругам, отдыхавшим в Альпах. В 2017-м уже Золотую пальмовую ветвь получила радикальная трагикомедия «Квадрат» (18+). Там банальная кража мобильника становится для утонченного куратора выставок катастрофой, а сатира на мир современного искусства оборачивается сатирой на весь современный мир. Теперь вот очередная катастрофа в «Треугольнике печали» не только повторила тот пальмовый успех, но ещё и сорвала в Каннах восьмиминутные овации! В актёрском составе - настоящий интернационал: американец Вуди Харрельсон ведёт диалоги о Марксе с датским актёром Златко Буричем, а британец Харрис Дикинсон взаимодействует с южноафриканской актрисой Шарлби Дин Крик.

«Треугольник печали» - не тот фильм, в отношении которого стоит долго раздумывать: идти или не идти. Идти! скандинавские фильмы

kinopoisk.ru

«Вторая жизнь Уве» («En man som heter Ove», Швеция, 16+)

В ноябре в России начался повторный прокат этого шведского фильма 2015 года. Возможно, причиной ре-релиза стало ожидаемая в декабре премьера американского ремейка с Томом Хэнксом, чью новую работу мы вряд ли сейчас увидим в отечественных кинотеатрах.

А в основу фильма легла одноимённая книга шведского писателя Фредерика Бакмана, в выборе сюжетных линий которому помогали читатели его блога! Роман стал бестселлером, который поставили на сцене, а затем и экранизировали. Картина получила премию как лучшая европейская комедия, а также три «Золотых жука» (шведская кинопремия) и даже две номинации на «Оскар».

Эта трагикомедия рассказывает о пожилом ворчуне и педанте Уве Линдале. Он сгоряча уволился из железнодорожного депо после 43 лет работы. Он - вдовец, каждый день приносит цветы на могилу жены. Уве идеализирует славное прошлое, а окружающие вызывают только презрение и злость. У него не осталось ничего, ради чего следовало бы жить. Однако даже прилично покончить с собой Уве не дают! В том числе, и беспокойные новые соседи - семья шведа Патрика и его Парване, «понаехавшей» иммигрантки из Ирана...

Шведский режиссёр Ханнес Холм вряд ли хорошо известен нашему зрителю, хотя его семейные комедии достаточно популярны на родине. А вот исполнителя главной роли Рольфа Лассгорда должны хорошо знать любители шведских детективных сериалов. Он сыграл комиссара Валландера в первых экранизациях романов Хеннинга Манкеля, а также еще отметился в ролях детективов в ряде других криминальных лент.

Возможно, что не всем российским зрителям драмеди 2015 года придётся по душе: кто-то увидит тут не только историю о том, что никогда не поздно измениться и начать новую жизнь, но и уступку традиционализма в Европе современным веяниям. Но стоит прислушаться и к мнению критиков, увидевших здесь, в первую очередь, набивший оскомину «гуманизм». Гуманизм не в каком-то очень высоком и абстрактном понимании, а совершенно простой и конкретный - как заботу и защиту тех, кто в этом нуждается.

«Скрежет» (Pahanhautoja, Финляндия, Швеция, 16+)

Этой весной в российском прокате побывал необычный фильм совместного финско-шведского производства. И хотя в плане производства он в большей степени финский, зато пугает «Скрежет» вполне по-шведски, вызывая у простой публики не менее неприятное и беспокойное ощущение, чем фильмы Бергмана. Да, перед нами постхоррор в скандинавском духе.

Знакомьтесь - у нас идеальная семья, как с картинки. Собственно, созданием красивых «картинок» занимается мама-видеоблогер, всячески загоняя семейство в идеальные рамки. Её 12-летняя дочь Тинья всеми силами старается оправдать надежды матери. Но однажды, она находит в лесу загадочное яйцо и тайно приносит его домой. Вопреки всем законам биологии, яйцо начинает резко расти, грозя в итоге разрушить якобы идеальный мир...

На экране бесполезно искать знакомые лица - вы вряд ли где видели этих финских актёров и актрис. А для режиссёра Ханны Бергхольм «Скрежет» - это дебют в большом кино, который, однако, отметился на статусном фестивале «Сандэнс», хотя и остался без премий. Что ж, так называемые «постхорроры», фильмы, которым явно тесно в рамках ужастиков, сейчас в тренде. Так что необязательно воспринимать всё происходящее на экране буквально. Может, это метафора о чём-то, что скрывалось в самой Тинье? Того, что никогда не увидишь на глянцевом снимке.

Фото: kinopoisk.ru


  • «Ламборгини: Человек-легенда» и другие биографические картины ноября - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен