«На Западном фронте без перемен»: зачем нам кино про окопы?
Военное кино - жанр популярный. Но если большинство подобных лент реконструируют исторические боевые действия исключительно для воспевания героизма и мужества, то найдутся и такие фильмы, которые показывают изнанку сражений на передовой. Сегодня поговорим о трех таких примечательных картинах последних лет. военные фильмы 2022
Российскому любителю сериалов уже давно хорошо известна студия LostFilm, занимающаяся переводом и озвучиванием сериалов. Однако новые условия предоставляют, как сказал бы кто-нибудь из политиков, новые возможности. И вот с нынешнего лета LostFilm перешла с сериального на новое поле: студия занялась переводом полнометражных фильмов, которые сейчас нельзя легально увидеть в отечественных кинотеатрах, но можно посмотреть, дождавшись цифрового релиза. военные фильмы 2022
Первой ласточкой стал «Мир Юрского периода: Господство» (12+), за которым последовали и другие ленты: к началу ноября 2022-го студия перевела уже 11 фильмов. Да, зарубежных картин в прокат выходит намного больше, но LostFilm старается брать качеством и переводить наиболее интересные премьеры. военные фильмы 2022
Одной из таких стала новая экранизация знаменитого романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» (18+), цифровой релиз которой увидел свет 28 октября на Netflix. Стараниями LostFilm российская премьера, если это можно так назвать, состоялась 8 ноября.
«На Западном фронте без перемен»/ Im Westen nichts Neues, Германия, США, Великобритания, 2022 г., 18+
К этому роману Ремарка кинематографисты обращаются уже не первый раз. Изданный отдельной книгой в 1929 году, он уже на следующий год получил первую экранизацию. Чёрно-белая картина Льюиса Майлстоуна получила два «Оскара» - за лучший фильм и режиссуру, имела успех у публики. Однако, как показали дальнейшие события, уроки романа, увы, мало кого чему-то научили.
Следующая экранизация появилась почти полвека спустя, в 1979-м. Эта драма Делберта Манна (18+) снималась в цвете и для телевидения. А еще откровенно цитировала картину Майлстоуна, словно это не новое прочтение книги, а ремейк! Но в итоге все же отхватила «Золотой Глобус» как лучший фильм на ТВ, а также «Эмми» за лучший монтаж.
И вот, спустя еще 43 года, 12 сентября 2022-го на кинофестивале в Торонто представлена новая экранизация. Здесь примечательно, что впервые лента снята на языке первоисточника, а режиссёр Эдвард Бергер привлек к работе немецкоязычную команду - от техперсонала до актёров. Все это, по замыслу режиссера, позволило лучше передать антивоенный посыл романа. Однако поэтому вряд ли вы увидите здесь знакомые лица, за исключением Даниэля Брюля («Гуд бай, Ленин!», 2003 г., 12+, «Бесславные ублюдки», 2009 г., 16+, «Гонка», 2013 г., 16+, «Первый мститель: Противостояние», 2016, 16+). военные фильмы 2022
Эта картина, также не без отступлений от книги, рассказывает о судьбе юного Пауля Боймера, добровольцем попавшего на фронт Первой мировой войны. Но романтичные представления о героике и славе быстро потухнут. Окопные будни с постоянными обстрелами, атаками, ранениями, гибелью товарищей - и вот, попав в тыл, ты уже без радости ждешь, когда тебя вновь отправят на передовую...
Лента не миновала упрёков во вторичности, но получила высокие рейтинги как на Rotten Tomatoes, так и на Metacritic, что является хорошей рекомендацией к просмотру. Российская цифровая премьера состоялась 8 ноября на LostFilm.tv.
«Суд над чикагской семёркой» /The Trial of the Chicago 7, США, Великобритания, Индия, 2020 г., 18+
Может ли судебная драма стать антивоенным фильмом? Да, неожиданно уверенно отвечают создатели картины, которую многие критики справедливо сочли одной из лучших в 2020 году.
Уже своим первым сценарием Аарон Соркин громко заявил о себе, как о мастере диалогов, и это тоже была судебная драма - фильм «Несколько хороших парней» (1992 г.,16+). А ещё более известная у нас «Социальная сеть» (12+) Дэвида Финчера принесла Соркину «Золотой Глобус» за сценарий. В «Суде над чикагской семёркой» (18+) маэстро диалогов тоже планировал ограничиться ролью сценариста, доверив режиссуру Спилбергу, но, начиная с 2007 года, проект забуксовал. Спилберг покинул несчастливую «семерку», и Соркину пришлось самому занять кресло постановщика, хотя прежде он лишь раз, но вполне успешно попробовался в этом качестве («Большая игра», 2017 г., 18+).
В основу сценария легли реальные события - нашумевший в Америке судебный процесс над участниками протестов против войны во Вьетнаме. В митинге 1968 года, вылившемся в столкновения с полицией Чикаго, как мы увидим, участвовали представители самых разных движений, порой враждовавших и даже лично не знакомые друг с другом. Но это не помешало властям устроить показательный процесс, с целью обвинения лидеров пресловутой «пятой колонны» в заговоре. Максимальный срок должен проучить всяческих пацифистов, чтобы неповадно было...
Отдельно хочется отметить актёрский состав ленты, ибо он великолепен! Особенно хорош Саша Барон Коэн, которого многие воспринимают исключительно как автора хулиганских комедий. Здесь же его с трудом можно узнать в роли одного из подсудимых - Эбби Хоффмана. Начав как комедийный персонаж-хиппи, под занавес он выдает поистине мощную драму. Не менее убедительны и другие актёры: Фрэнк Ланджелла в образе крайне предвзятого судьи Хоффмана, или Эдди Редмэйн (Ньют Скамандер из трилогии про фантастических тварей), сыгравший другого подсудимого, или, скажем, Джозеф Гордон-Левитт, исполнивший главного гособвинителя Ричарда Шульца. Показательно, что Гильдия киноактёров США отдала «семёрке» награду за лучший актёрский состав в игровом кино.
Начало фильма может показаться скучноватым, но дайте миру и ленте Netflix шанс: судебные драмы янки по традиции делают мастерски - так что два часа вашей жизни пронесутся незаметно. Камерное противостояние свободных людей и безжалостной госмашины раскрывает антивоенный посыл авторов не хуже всех тех масштабных лент, которые демонстрируют её ужасы.
«Тайная жизнь» /A Hidden Life, США, Великобритания, Германия, 2019 г., 16+
И снова перед нами - один из лучших фильмов года. Мы уже писали об этой замечательной картине Теренса Малика, но порой не грех повториться. Благо, в этом году фильм вновь выходил на большие экраны страны.
За три часа картины, основанной на реальных событиях, мы вновь не увидим боевых действий. Перед нами поистине тихая жизнь обычного фермера и католика Франца Егерштеттера. А его главное богатство - такая вот скрытая (более точный перевод hidden) от чужих глаз жизнь. Семья, состоящая из жены Франциски и трёх дочек, работа в поле, служба в местной церкви. Но в эту мирную австрийскую глушь вторгается война в лице гитлеровской Германии. Сначала праздничным аншлюсом 1938 года (присоединением, а фактически - захватом) Австрии, затем - сбором пожертвований на нужды Национал-социалистической рабочей партии Германии и закономерно завершается мобилизацией на армейскую службу.
Франц последовательно отвергает всё, исходящее от Третьего Рейха. Он единственный в деревушке Санкт-Радегунд голосует против «исторического воссоединения» (правда, его голос не стали считать, заявив о 100-процентной поддержке действий фюрера), он не жертвует требуемых денег на гитлеровскую партию и даже («блаженный какой-то») отказывается от денежных подачек в виде социальных пособий. Францу поначалу везло и удалось избежать фронта в 1941 году: мобилизация завершилась отправкой домой как многодетного отца.
По возвращении Егерштеттер вступает в так называемый «Третий орден святого Франциска» для мирян, окончательно утвердившись в своих взглядах. Но через два года госмашина уже не даст слабины: Сталинградская битва проиграна и для удержания восточного фронта Германии нужны всё новое и новое «пушечное мясо». Как и герой ленты Мэла Гибсона «По соображениям совести» (2016, 16+), Франц согласен был стать санитаром. Но за отказ принимать присягу Адольфу Гитлеру и служить с оружием в руках гражданин Егерштеттер был осуждён на смертную казнь. 9 августа 1943 года гильотина прервала жизнь скромного австрийца. Соседи сочли самостоятельного фермера предателем и сумасшедшим, семью обходили стороной. Розалии, Марии и Алоизии даже приходилось скрывать, что они дочери «позорного уклониста».
Лишь, начиная с семидесятых годов, о моральном выборе и тихом подвиге противостояния совестливого одиночки стали широко говорить, затем начали снимать о нем фильмы, писать статьи, книги и пьесы, ставить оперы. «Позор» деревни Санкт-Радегунд окончательно превратился ее «гордость и славу» в 2007 году, когда католическая церковь официально признала австрийца Франца Егерштеттера мучеником.
Для знаменитого Теренса Малика это уже не первое обращение к военной теме: в 1998 году на экраны вышла его философская «Тонкая красная линия» (16+), об одном из эпизодов боевых действий Второй мировой на Тихом океане. В этот раз режиссер обошёлся без битв и кровавых окопных ужасов. Возможно, «Тайная жизнь» покажется зрителю скучной и затянутой, но, поверьте, это одна из тех лент, которые напрямую говорят с вами о вашей душе, о вашей, возможно, тоже тихой и никому не видной, но тем не менее ценной и наполненной жизни. Такой разговор не стоит пропускать.
Фото: kinopoisk.ru
- «Стримеры» и другие ужасы ноября - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен