Гастроли «Современника» во время пандемии
У хабаровчан был всего один день, чтобы посетить московский спектакль. В краевой столице с гастролями выступил впервые за несколько пройденных десятилетий театр «Современник». Какую постановку они привезли, кто из хабаровчан в ней играл и можно ли ждать продолжения?
Тесные связи
Несмотря на ужесточение правил против распространения коронавируса, артисты долетели до Хабаровска. В предвкушении важного театрального события, организаторы проекта собрали пресс-конференцию.
На ней присутствовали министр культуры края Юрий Ермошкин, директор и художественный руководитель хабаровского театра драмы Николай Евсеенко и артисты театра «Современник» Александр Хованский, Виктория Романенко, Инна Тимофеева и Полина Пахомова. На онлайн-связь вышли худрук театра «Современник» Виктор Рыжаков и режиссёр гастрольного спектакля Марина Брусникина.
Приезд артистов организовал «Росконцерт», согласно всероссийскому плану министерства культуры РФ, в рамках проекта «Большие гастроли». Но это не первый раз, когда «Современник» приезжает в краевую столицу. Московская артистка Инна Тимофеева вспомнила, что, несмотря на то, что данную постановку привозят впервые, она уже была на гастролях в Хабаровске. В конце восьмидесятых годов театр «Современник» показывал жителям и гостям города сразу несколько спектаклей.
– Мы планировали наше участие в полном составе. Но разрешили приехать только артистам. Надеюсь, что контакт с дальневосточной публикой будет тесным. У меня есть надежды и настрой, что наша театральная миссия соединить два города состоится в полной мере, – сказал Виктор Рыжаков, который, к слову, родился в Хабаровске.
Как сказала Марина Брусникина, в Хабаровск они привезли свой любимый спектакль – «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» (18+). Он был поставлен в 2016 году по пьесе «Фронтовичка» молодого драматурга из Екатеринбурга Анны Батуриной. И за все время существования материала, его впервые показали на гастролях, а именно – в Хабаровске.
Только вперёд
Но для некоторых артистов сцена стала не такой уж чужой. К примеру, в действии спектакля участвовали дети – воспитанницы детской балетной студии «Фуэте», из Хабаровска. Наравне с мастодонтами театральной сцены, они сыграли неповторимые образы.
Так о чём же спектакль? Представьте сцену со сложной деревянной конструкцией, которая похожа на корабль. Но в то же время это плато, где живут люди. Они сломаны и потрёпаны войной, их сердца разбиты и как жить дальше – знает далеко не каждый. Вот и главная героиня этой истории по фамилии Небылица отправляется в родной дом своего молодого человека.
Там её встречают настолько радушно, насколько позволяет бедность послевоенного времени. А чтобы не сидеть без дела, сержант Небылица принимает приглашение учить детей танцам. Грубоватая натурой, она учится жить по новым правилам и пробует снова танцевать, принимая от жизни очередные удары ножом, как в прямом, так и в переносном смысле.
В конце спектакля выжившие герои садятся на корабль, который везёт их к океану. А что будет хорошего за тем горизонтом – не знает никто. К этой неизвестности отсылает и название самой постановки.
Во время пресс-конференции Виктория Романенко поделилась тем, что назвала роль Марии Небылицы своей любимой. По её словам, хабаровчане должны были понять главную мысль спектакля, что человеку надо жить, во что бы то ни стало. Мол, надо уметь обуздать войну внутри себя и найти силы двигаться дальше.
Источники вдохновения
Роль главной героини Марии Небылицы исполняют две актрисы: Виктория Романенко и Полина Пахомова. На этот раз была очередь Виктории. Впрочем, хабаровским театралам удалось насладиться игрой обеих артисток: Виктория Романенко – в главной роли, а Полина Пахомова отработала по очереди пять эпизодических персонажей, среди которых любимая – «баба с лицом в золе». По словам артистов, таким образом, их учат избегать «звездной болезни», а также видеть прелесть в том, чтобы играть второстепенного персонажа.
На вопрос журналистов, как молодому поколению артистов удалось сыграть людей, переживших войну, гости из Москвы ответили прямо.
Во-первых, им помогла генетическая память. Во-вторых, как мы поняли, они воспользовались методом режиссера Ли Страсберга, когда артисты показывали на сцене эмоции, взятые из собственного жизненного опыта. Например, чтобы правдоподобно сыграть сцену потери ребенка – нужно вспомнить подобные сильные эмоции из своей жизни и перенести их на сцену. А, в-третьих, Полина Пахомова смотрела фильм и читала книгу с одноименным названием «У войны не женское лицо» (18+). Это перевернуло ее сознание, настроив на нужный лад.
Гости и организаторы встречи говорили еще и о том, чтобы провести обмен артистами. Тогда, возможно, артисты театра драмы получат возможность играть в спектаклях «Современника», а московские артисты – в постановках театра драмы. Но это в будущем, а пока мы еще долго будем вспоминать Марию Небылицу и трагическую историю ее жизни. До новых встреч, «Современник»! театр современник
Фото автора и Геннадия Будника
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен