В репертуаре хабаровского камерного театра «Триада» Пушкин присутствует постоянно - с десяток лет здесь приглашают на изысканный Rout (12+), постановку по «Евгению Онегину», и уже три десятка лет в театре дают «Страсть» (12+), ироничную страшилку по «Пиковой даме». В этом году хабаровчан зовут еще и на сверхактуальные «Маленькие трагедии» (16+). Премьера состоялась 16 октября, а следующий спектакль планируют 14 ноября. Идти или нет: выяснял «Хабинфо». маленькие трагедии

Строго говоря, это уже третий подступ худрука, главного режиссера и директора «Триады» Вадима Гоголькова к моралистичному циклу коротких драм великого поэта. В первый раз Вадим Сергеевич ставил «Маленькие трагедия» еще в 1999-м, и тогда режиссер, когда-то покоривший Хабаровск со своей труппой под знаменем пантомимы, помнится, трактовал эти произведения, в первую очередь, пластически. Каюсь, мне та постановка нравилась, а второй - более драматичной - версии Гоголькова я не видел. И вот третья попытка приблизиться к замыслу Пушкина. маленькие трагедии



Благо, время для такой попытки - сверхактуальное. То есть задумывал-то новый поход к классике Гогольков, по его словам, еще в 2019-м, до нашествия коварного ковида. Но по мере приближения, а затем и затягивания - по известным причинам - премьеры, постановка становилась все актуальнее. Можно, к слову, вспомнить, что и поэт несколько лет вынашивал этот замысел из десятка коротких драм-моралите, а в итоге разродился среди многих других творений лишь четырьмя - в ходе знаменитой суперпродуктивной для него Болдинской осени 1830 года. Тогда Пушкин оказался заперт, так сказать, на «самоизоляции» в деревне во время холерного карантина.

Вот и ныне в новой, непросто давшейся труппе постановке главным закономерно становится «Пир во время чумы». Именно во время этой чумовой пирушки веселящиеся гуляки, бросая жребий, начинают разыгрывать три других пьесы цикла - «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». И в пандемийной версии новое поколение «триадовцев» использует и пластику, и прочее артистическое богатство - полновесные драматические диалоги Пушкина, а также танцы от хореографа Юлии Новиковой, песни и музыку от композитора театра Дмитрия Голланда.

На сцене лаконично главенствует единая композиция из восьми разноуровневых столиков - это одновременно и лежащий католический крест, и общий пиршественный стол, а также сцена, возвышение, голгофа, куда взбираются суетливые арлекины, чтобы предаться очередной страсти, продемонстрировать еще один вечный порок.

Придумано режиссером и художником Сергеем Кимом это интересно, однако за минувшие столетия уж сколько миру явлено «Маленьких трагедий»? И ход с нанизанными на единый пирующий шарнир сценками, естественно, использован театралами уже не раз. Удивительно, но, как мне смутно помнится, вырваться из традиционного прочтения легендарному хабаровскому режиссеру удалось еще в ходе той, давней, первой попытки, где было меньше слов, а больше выразительного языка тела. А ныне на сцене шумно, ярко, звонко, но почему-то думаешь, что скупость, зависть и прочие пороки мы уже испробовали до дна. Скажем, осуждать прелюбодеяние даже на словах ныне не в моде. И чего там так убивается Дона Анна?

Ну, правда, как потусторонний, но здесь весьма неповоротливый Командор сумел вдруг покарать любвеобильного живчика Дон Гуана? Тот сам, что называется, дочирикался... И почему вдруг хватил удар экономного Барона-рыцаря, составившего вполне практичный бизнес-план своей жизни? Ведь ни благодушный герцог, ни щенок-наследник ему явно не ровня... И почему озабоченный величием Сальери столь решительно травит игривого, но вполне политкорректного Моцарта? Нет, зловещим роком, тяжелой дланью судьбы тут не пахнет. А кажется, что все жертвы пороков почему-то сами завели себя в жизненный тупик, смертельно запутались в своих немудреных моральных постулатах...

Вот так и я, похоже, запутался - чего же мне не хватило в этой классической и где-то даже академичной постановке Вадима Гоголькова? То ли давней чувственной пантомимы, а может, модного ныне характерного и ироничного постмодерна с увлекательными отсылками ко всему на свете? Конечно, я бы мог отметить, как Илья Ли сыграл беднягу Сальери, а Вадим Гончаров - якобы скупого Барона, весьма щедрого при том на потаенные страсти. Увы, под занавес и поклоны я впал в другой грех - грех ностальгии.

Впрочем, можно, конечно, вслед за вкрадчивым пушкинским герцогом восклицать «О, времена, о, нравы!». Можно посчитать архаичными в наш век Александра и Вадима Сергеевичей, а можно вспомнить, что новый спектакль показывали родному городу всего пару раз, и окончательные оценки этой премьере-2021 выносить еще, безусловно, рано. В конце концов, вы можете сами услышать нестареющие строки Пушкина и увидеть новое творение Гоголькова. «Маленькие трагедии» двух классиков на сцене «Триады» вновь покажут уже 16 октября.

Дмитрий Судаков Фото автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен