Юрий Башмет на открытии X фестиваля в Хабаровске: «По публике скучал»
На пресс-конференции 15 апреля, посвященной открытию десятого международного музыкального фестиваля в Хабаровске, Юрий Башмет рассказал проблемах, которые пришлось пережить в пандемийном 2020-м. Маэстро переболел коронавирусом, но самым сложным, по его словам, стала недоступность живого общения с молодыми талантами и, конечно же, зрителями. Преподавать тоже приходилось «нетактильно».
«Мы соскучились по живому общению»
Пресс-конференция состоялась в малом зале Хабаровского музыкального театра и была посвящена юбилею фестиваля. Вместе с арт-директором и заслуженным артистом СССР Юрием Башметом, директором «Русского концертного агентства» Дмитрием Гринченко и директором «Хабаровской краевой филармонии» Александром Емельяновым в ней принял участие и министр культуры Хабаровского края – Юрий Ермошкин.
Министр культуры поблагодарил маэстро за усилия, которые тот приложил в сложном 2020-м году. После двух переносов традиционный фестиваль пришлось провести в онлайн-режиме.
- Онлайн он прошёл замечательно и наши зрители посмотрели и получили удовольствие, - отметил Юрий Ермошкин, вручая Юрию Башмету приветственный адрес.
Онлайн-концерт прошёл в Московской филармонии в ноябре прошлого года. Башмет, рассказывая о взаимодействии артистов и зрителей за прошедший непростой год пандемии, заметил: «Мне кажется, мы все соскучились. И публика, и артисты. В общем, артисты скучают по сцене, теряют сценическую форму». фестиваль башмета в хабаровске
Фестиваль Башмета в Хабаровске - 10 лет на Дальнем Востоке
Журналистов из хабаровских изданий интересовало множество вопросов, часть из которых из которых касались юбилея фестиваля: что ждёт от него сам маэстро, и как сложилась судьба хабаровских музыкантов, которых он взял под своё крыло, другие – непосредственно о творческих планах и опыте онлайн-преподавания.
От юбилейного концерта маэстро ждёт открытия и вдохновения, чтобы слушатель стал «соучастником этого «преступления»»:
- Даже, если есть произведения, которые мы сто раз играли в жизни, всё равно это каждый раз открытие. Потому что вот именно этот момент живого исполнения и есть открытие. Если не состоится импровизация, значит концерт неудачный. Я жду того состояния, в котором я бы почувствовал себя, будто у меня крылья выросли. То есть я жду вдохновения, - рассказал Башмет.
А говоря о судьбах хабаровских музыкальных талантов Дмитрий Гринченко отметил, что сложились оно по-разному: кто-то сейчас учится в Москве, кто-то в Санкт-Петербурге, другие – во Владивостоке. Например, некоторые сейчас действующие артисты Приморской сцены Мариинского театра. А одним из достижений за все годы проведения фестиваля, мастер-классов и непосредственного поиска юных талантов – молодые люди не забросили занятие музыкой в 12-13 лет, а пошли дальше профессионально развиваться.
Затронули вопрос о и проекте «Международной музыкальной академии» – образовательном центре, проводящим мастер-классы и уроки с знаменитыми деятелями музыкального искусства и приводящимся для нахождения талантов –, в том числе о статистике набора учеников – 25 тысяч учащихся музыкальных школ и музыкальных училищ приняли участие в мастер-классах из 13 регионов по стране, в числе которых есть и Хабаровск.
Один из итогов прошедших десяти лет – это расширение территории, выезд в Хабаровский край: кроме Хабаровска концерты пройдут в Амурске, Бикине и Вяземске. фестиваль башмета в хабаровске
О творческих планах и «нетактильном» преподавании
В ходе пресс-конференции маэстро, отвечая на вопрос о творческих планах, упомянул, что его детской мечтой было сыграть на рояли концерт Рахманинова или Брамса, но это уже неосуществимо. А сейчас он ждёт, когда для него напишут концерт. Особо выделил цикл симфоний Брамса, Шостаковича и Прокофьева.
- Если не знать, не дирижировать весь цикл, все его симфонии <о Шуберте> и не знать эти партитуры, а просто влюбиться в одну из симфоний и продирижировать и кажется – получилось. То через десяток лет, когда я уже дирижировал все симфонии Шуберта. Ты берёшь отдельно взятую симфонию и совершенно по-другому её интерпретируешь, потому что ты в курсе дел, как он вообще сам-то развивался этот гений, - объяснил, почему поделился почему важно изучать все произведения композитора Юрий Башмет.
А вот опыт преподавания онлайн Башмет оценил неоднозначно. Из очевидных плюсов – возможность самого урока, однако, чтобы заставить человека слышать или правильно поставить, легче взять и показать, что невозможно сделать онлайн.
- Если я возьму свой инструмент, то молодой человек скажет: «Конечно, мне бы прекрасный, старый итальянский инструмент!». Поэтому я никогда не беру свой. Например, я беру инструмент у этого человека, и он вдруг слышит, как его инструмент может звучать, - поведал маэстро.
***
Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета – это не только возможность для слушателя вспомнить лучшие номера прошедших лет и вновь приобщиться к академической музыкальной культуре в исполнении лучших приезжих мастеров и ДВАСО, но шанс для талантливых юных музыкантов с Хабаровска и регионов края. В рамках фестиваля (6+) в течении недели – с 15 по 21 – зрители Хабаровска, Амурска, Бикина, Вяземска смогут вновь открыть мир классических мелодий, особое волшебство сопричастности артиста и зрителя, объединенных одной великой тайной музыки.
Ольга Демиденко
Фото и видео: Ольга Цыкарева
- Фэшн рукотворный: фестиваль «Золотое лекало-2021» в Хабаровске - читайте по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен