В краевой филармонии открылся «НеЛекторий»
Если думаете, что классическая музыка создана только для её почитателей, то краевая хабаровская филармония попытается доказать обратное. Её может полюбить каждый, главное, правильно заинтересовать. В краевом центре запустили новый проект «НеЛекторий» (12+). Как слушать диалог музыкальных инструментов, разбираться в нотах, и какие впечатления у хабаровчан от встречи? филармония 2021
То медленно, то быстро
Этот образовательный проект не могли запустить несколько раз из-за пандемии. И теперь, когда в учреждении к тому же сменился дирижёр, а пандемия отступила, настало время для нового уровня общения со своими гостями. Хабаровская краевая филармония переняла опыт у коллег из других регионов и запустила «НеЛекторий» – бесплатное камерное мероприятие по пригласительным билетам.
Александр Веретенников, ведущий, заместитель гендиректора учреждения, и Михаил Леонтьев, художественный руководитель и главный дирижёр ДВАСО, знакомят гостей с языком, на котором «говорит» музыка. Они подбирают ключи к произведениям классиков, изучают исторический контекст, проводят аналогии, раскрывают подробности ближайшего концерта. И всё это делается для того, чтобы поход в филармонию не становился культурным долгом, а стал захватывающим эмоциональным опытом, когда сидя в зале, можно чувствовать себя эрудитом, а не дилетантом в мире музыки.
– Это экспериментальный проект. Каким он будет – мы пока не знаем. Всё зависит от организаторов, зрителей, желания, возможностей. На своём опыте скажу, что существует много различных мнений о том, как правильно слушать музыку. И многие музыканты часто говорят, что это им мешает слушать. Ведь человеку, который не знает нотную грамоту и не понимает академическую музыку, проще воспринимать её на эмоциональном уровне, – Александр Веретенников.
В зале собралось чуть больше десяти человек разного возраста. Это не профессиональные музыканты, а настоящие энтузиасты, которые решили полюбопытствовать, кто такие Бетховен, Моцарт и Шуберт, композиции которых исполнил ДВАСО на ближайших концертах. Для начала Александр Веретенников знакомит пришедших с эпохой, в которую были написаны произведения.
Затем ведущий кратко пересказывает биографии композиторов. К примеру, Бетховена принято считать композитором Нового времени или ядром репертуара академической музыки.
– Концерт для фортепиано с оркестром №1 До мажор соч.15 – самая светлая тональность, очень подвижная. Концерт для сольного инструмента с оркестром состоит из трёх частей. Первая часть Allegro Con Brio. Это название темпа, когда нет названия, то подзаголовком идут темпы, которые звучат в мелодии. Вторая часть медленная, третья – опять быстрая. Третья часть особенная, в форме рондо, что с итальянского переводится как «движение по кругу». Когда будете слушать, обратите внимание, – так рассказывает Александр Веретенников.
Минор или мажор?
Моцарта принято считать многогранным. Пожалуй, единственный композитор, который писал музыку во всех жанрах академической музыки. Чем не Пушкин в музыке? Симфония 25 соль минор – одна из двух симфоний Моцарта, написанная в миноре, остальные 39 – в мажоре. Самая знаменитая из его симфоний под номером 40, в своё время она часто звучала в качестве мелодий на многих телефонах.
Что касается Шуберта, то это первый романтик в музыке. Ему было сложно добыть бумагу для написания песен, зато за два-три дня Шуберт мог написать многочастный цикл музыкальных произведений. Симфонию №3 Ре Мажор он написал где-то в 18-летнем возрасте. В ней четыре части классической формы.
Наглядно это можно было увидеть из распечатанного отрывка партитуры с нотами. Они лежали на каждом ряду во время встречи. Александр объяснил любопытствующим несколько аспектов музыкальной грамоты. А потом всё-таки предложил рискнуть разобраться с нотами.
– Они делятся на четыре столбца – это значит, что есть четыре такта. Смотрим на первый, там есть ноты и буквенные обозначения. Ff – значит очень громко. Можно представить так, что весь оркестр какое-то мгновение будет играть очень громко. Второй такт играют флейты и гобой, буква p значит, что они будут играть тихо. Во второй половине этого такта им «отвечают» две скрипки. В третьем такте - то же самое. В голове можно представить, как это будет звучать, – объясняет ведущий.
В зале включили музыку, можно закрыть глаза и представить этот необычный для обывателя диалог музыкальных инструментов. В конце встречи на сцену поднялся Михаил Леонтьев, главный дирижёр ДВАСО.
– Почему вообще выбор пал на эти две симфонии? У них есть много общего. Во-первых, время написания, потом возраст композиторов. В-третьих, они похожи по структуре. И чтобы вы могли сравнить их, – сказал Михаил Анатольевич.
Узнать о предстоящих «НеЛекториях» можно в мессенджере Telegram: phildv или по телефону: 31-63-68.
Мнения гостей встречи
Мероприятие окончилось, на выходе мы спросили мнение хабаровчан об этом новом формате. Ольга Сергеевна, пенсионерка, сказала, что ожиданий было больше. Нового ничего она не узнала, но считает, что это нужное мероприятие.
– Если они с этим в школы пойдут, тогда воспитают себе слушателей. Тогда никто не будет между частями хлопать. Просто я думаю, что ведущий – начинающий. Он музыкант, но не искусствовед. Когда была Ирина [Батраченко], то её можно было слушать бесконечно. У него такого нет, но придёт со временем. филармония 2021
Студентка Юлия, наоборот, вдохновилась мероприятием. Она плохо разбирается в классической музыке, но хочет научиться её понимать. Потому что обычно перед концертом нет времени читать о композициях. А тут есть возможность бесплатно получить от профессионалов информацию о предстоящих выступлениях. Под классику она любит работать, потому спустя время заинтересовалась, а кого она слушает. После «НеЛектория» ей захотелось услышать те мелодии, о которых почти час говорили сотрудники филармонии. филармония 2021
На самом деле популяризация классики – это тенденция, которую подхватывают наши современники. Кто-то создаёт новые аранжировки композиций, другие пишут об этом книги, третьи предлагают пройти курсы. Чтобы не считать классику скучной, развивать свой кругозор и ходить на концерты подготовленными, присоединяйтесь к проекту и просвещайтесь! филармония 2021
Фото автора
Что почитать о классической музыке
• Ляля Кандаурова «Полчаса музыки» (16+)
• Стивен Фрай «Неполная и окончательная история классической музыки» (12+)
• Даррен Хенли «Кратчайшая история музыки» (12+)
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен