Произведения Нелли Патехиной в коллекции ДВХМ
Она любила писать акварелью цветы. Любила рисовать их карандашами.
Она любила человеческие лица, деревья, облака, озёрную гладь,
игру теней и света, жизнь во всех её проявлениях.
Александр Лепетухин
Нелли Патехина (1948—2006) осталась в памяти самых разных людей. Для нее, в сущности, и не было людей «простых», неинтересных. Она быстро сходилась со всеми, создавая ощущение защищенности, внимания и тепла. Те, с кем она знакомилась в больничной палате, тоже становились ее друзьями.
Она работала, пока позволяли силы, даже после тяжелой операции, когда на короткое время возникла призрачная надежда на улучшение. «Никогда» — страшное слово, и Нелли постоянно, при каждом вдохе, чувствовала, как сильна ее болезнь. Были долгие месяцы, проведенные в квартире, когда не было сил пройти несколько ступеней и посидеть с альбомом и карандашом в руках на скамеечке под тополями во дворе.
Она рисовала «мягкими материалами», часто используя сангину, уголь и пастель, много писала «спешащей» и «текучей» акварелью. Конечно, Нелли могла реализовать себя и в других техниках, создавать большемерные, крупные композиции, были бы силы держать кисть и карандаш. Ее миром на долгие годы стало пространство небольшой комнаты, где рядом с кроватью на столике всегда лежали лекарства, а в окна смотрели высокие тополя. Когда было совсем тяжело, коробочки, пузырьки и скляночки становились безотказными натурщиками — и тогда появлялась россыпь набросков с ними.
Любовь к жизни и любовь к рисованию соединились в ней, сформировав очень тонкого и гармоничного художника.

Нелли родилась с врождённый пороком сердца, и врачи решили, что долго ребёнок не проживет. Чтобы не портить статистику, на неё не стали заводить документы. Только через семь лет ей выдали свидетельство о рождении. Училась она так: то школа, то больничная палата. Но с учителями Нелли повезло. Они открыли ей целый мир, привили желание читать, смотреть на мир широко распахнутыми глазами.
Те, кто близко не знал Нелли, увидев ее работы на персональной выставке в Дальневосточном художественном музее, а затем и в галерее «Арт-подвальчик» Хабаровского краевого фонда культуры, говорили об ощущении покоя и гармонии, удивляясь той простоте и естественности, с которой она, используя возможности акварели, писала свои мотивы. За этой кажущейся простотой — дар большого и чуткого мастера.
Нелли любила и понимала цветы, тонко чувствуя их душу, состояние, настроение. Всегда расстраивалась, если не было сил держать в руках кисть, чтобы написать угасающий букет. Цветы, самые разные, полевые и садовые, были для нее желанным подарком. Натюрморты с цветами, наполненные светом и воздухом, такие простые и такие разные по настроению: то светлые и радостные, то тревожные и печальные, с поникающими лепестками, написаны на одном дыхании. Нелли часто экспериментировала, стараясь найти для каждого букета или цветка наиболее выразительный прием выявления формы.
Она много читала, была интересным собеседником, всегда находилась в курсе художественной жизни города, хотя источником информации были лишь телевизионные репортажи с вернисажей да обсуждение по телефону увиденного на выставках её друзьями. Ей были всегда интересны суждения других людей, не раздражало несовпадение мнений и пристрастий. Собственная творческая работа, несуетность, склонность к размышлению, природный художественный вкус сделали Нелли большим ценителем искусства.

Рассматривая и обсуждая творческие работы, она всегда оживлялась. Художественные предпочтения Нелли отличались широтой и свидетельствовали о глубоком и личностном понимании древнерусского, классического и современного искусства. Она делала интересные замечания по поводу технических и композиционных приемов традиционной китайской живописи жанра «цветы-птицы». Мысль яркая, не закосневшая, свободная делала ее суждения интересными.
Потом пришло увлечение флористикой. У Нелли было свое понимание возможностей этого материала. Она избегала банальных композиционных ходов и приемов, имитирующих станковую живопись. Травы и листья, подобранные с тактом и вкусом, создавали ощущение бескрайних просторов или ассоциировались с формальными поисками. Листья и стебли словно хранили дыхание осени, но были, к сожалению, слишком хрупким материалом. Кто еще кроме Нелли в наше время Интернета и электронной почты мог бы прислать открытку, сделанную своими руками из сухоцветов! Маленький, хрупкий, рукотворный дар…
Дальневосточный художественный музей в честь Праздника весны, любви и женщин — 8 Марта — дарит своим посетителям выставку из своего собрания «Природная гармония. Женщины-художники. XVIII—XXI века» (6+), на которой экспонируются три произведения Нелли Патехиной, два из них — акварельные цветочные натюрморты «Пионы» (1990) и «Букет у окна» (1993), третье — живописное полотно «Портрет подруги. Николаевск-на-Амуре» (1969). Все эти работы полны света и нежности, того, чем была наполнена душа их автора.
Евгения Сальникова,
специалист по современному искусству ДВХМ
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен