Величественные пейзажи Ивана Шишкина в Дальневосточном художественном музее
К 190-летию со дня рождения И.И. Шишкина шишкин картины
Для меня подробности и детали – живая правда природы. И.И. Шишкин
Обращение к художественному наследию Ивана Ивановича Шишкина, открывшего в России новую эпоху пейзажного жанра, всегда вызывало интерес ценителей русского искусства. И сегодня работы великого пейзажиста‚ хранящиеся в Дальневосточном художественном музее, неизменно останавливают восторженных зрителей. шишкин картины
Иван Шишкин родился в 1832 году в Елабуге «в многочисленной и небогатой купеческой семье». Елабуга — город в Вятской губернии, окруженный лугами и лесами. Мальчик рано начал рисовать: «покрывал рисунками всю бумагу, которая ему попадалась под руку». Отец хотел дать сыну хорошее образование, и в 12 лет его отвезли в Казань в гимназию. В 16 лет, приехав домой на лето, отрок объявил родителям, что в гимназию больше не вернется, «чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь» (так описывает это важное событие племянница Шишкина, его первый биограф А.Т. Комарова). К коммерческим делам семнадцатилетнего юношу пристроить не удалось: «он все путал, его обманывали и обсчитывали самым невозможным образом». Но зато, когда после пожара, уничтожившего почти весь город, начали отстраивать новый дом, Иван оказался незаменимым, «умея все сделать удобно, крепко и красиво». В 1851 г. в город приехали московские живописцы расписывать собор. От них Шишкин узнал о Московском училище живописи и ваяния. Москва была ближе, чем Петербург. Мечта стала казаться осуществимой. шишкин картины
В сентябре 1852 г. Иван поступил в Московское училище. Учился он хорошо, может быть, слишком хорошо — все давалось ему легко. Зимой 1855 г. он отправился в Петербург выяснять возможность поступления в Академию художеств. Но и учеба в Академии не удовлетворяла его. Радовала только работа с натуры, за пределами академических классов. Весной 1858 г. ему предложили провести лето на о. Валаам на Ладожском озере. «Там монастырь, — писал он родным, — местность великолепная, туда часто посылают наших учеников. Туда часто посылают на выдержку, потому там природа такая разнообразная, дикая и, следственно, трудная». «Трудная природа» Валаама очень понравилась молодому художнику. Он провел там еще два летних сезона. И большую золотую медаль Академии он получил за две картины одного названия: «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Медаль давала право на заграничную командировку. шишкин картины
В апреле 1862 г. Шишкин выехал в Германию. Проехал через Берлин, Дрезден, побывал в Саксонской Швейцарии, Праге, путешествовал по Богемии и в сентябре поселился в Мюнхене. В июне 1865 года, он вернулся в Россию. Лето провел на родине, в Елабуге. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюсельдорфа» получил звание академика. В октябре академик Иван Иванович Шишкин окончательно обосновался в Петербурге. шишкин картины
После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее - Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие. шишкин картины
В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева - Евгения. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.
В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинджи и Иван Крамской. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. шишкин картины
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер и работоспособность стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы - и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.
В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период — у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.
«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды».
Иван Шишкин
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Ученики безмерно уважали Шишкина, несмотря на то, что он исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь вдохновлялась его мастерством, а сам он в тот период «первым и лучшим» художником называл Валентина Серова.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавре.
В коллекцию Дальневосточного художественного музея с 1928 по 1931 год из Государственного Русского музея поступили его работы: живопись «Сосновый бор», экспонировавшаяся на передвижной выставке в 1895 году в Петербурге, и рисунок «Дорога». В это же время из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина поступил офорт «Тайга». Позднее, в 1955 году, из Государственного Русского музея поступили офорты его знаменитого альбома «60 офортов профессора И.И. Шишкина»: «Крымский вид» и «Первый снег», а также литография «Осины».
Основной темой этих работ, как, впрочем, и всего творчества И.И. Шишкина, является русская природа. Пейзаж, по его убеждению, должен быть глубоко национальным и даже местным, Для этого художника картины были связаны не только с конкретным видом местности, а с определенным идейным содержанием Об этом свидетельствуют уточняющие авторские определения:
«Простор. Угодье. Божья благодать, Русское богатство». Он мечтал, что «придет время, когда вся русская природа, живая и Одухотворенная, взглянет с холстов русских художников». В одном из посланий Павлу Михайловичу Третьякову, меценату и основателю Государственной Третьяковской галереи, Иван Иванович Шишкин писал: «Милостивый государь! Очень рад, что картина попала в такое богатое собрание русских художников!» Эти слова можно отнести и к коллекции нашего музея. Картина И.И. Шишкина «Сосновый бор» находится в экспозиции русского искусства в таком замечательном соседстве, как И.И. Айвазовский, И.И. Левитан, Ф.А. Васильев, М.К. Клодт, А.И. Куинджи, П.П. Верещагин, о котором и мечтал художник. Однако Шишкин превзошел пейзажистов 50—60-х годов Х1Х века в смелости и целесообразности приемов нанесения краски на поверхность холста. Все его работы, как и картину «Сосновый бор», отличает стремление как можно точнее передать своеобразие природы: изображая гладь воды, он неизменно загладити краску, а густым, шершавым слоем передавал хвойную фактуру сосновых лап. Он считал, что первый план надо писать всевозможными способами и приемами, добиваясь подробной детализации, отчего сильнее выигрывает трактовка последующих планов - лес кажется широким и удаленным.
В каждой работе Шишкина есть продуманная организованность. Зритель может заметить, как в «Сосновом бору» два больших, симметрично расположенных ствола, за ними еще по два уравновешивают картину Ритмичность в расположении высоких прямоствольных сосен, ясность их контуров, взаимоуравновешенность воздушных масс и горизонтальный формат холста –все придает картине конструктивную устойчивость, крепость. Теплый свет, проникающий сквозь зелень ветвей ,тончайшие оттенки цвета, различающего деревья одной породы, — важнейшие приметы пейзажной живописи И.И. Шишкина
При всем многообразии живописных приемов в основе работы этого художника всегда лежал четкий академический рисунок. И потому нельзя представить творчество И.И. Шишкина во всей его полноте без графики. Рисунок является не только самым крупным разделом его творчества, но и особенно им любимым. Уже ранними, филигранно отточенными в деталях графическими работами Шишкин завоевал славу виртуозного рисовальщика. Во время его обучения в Петербургской академии художеств академический совет постановил сделать именно шишкинские рисунки образцом для учащихся. После успешного окончания Академии художеств, будучи командированным пенсионером за границу, он писал своему другу из Цюриха: «От моих рисунков здесь просто рот разевают, да немного того и от моих этюдов». Испытать восторг от рисунков юбиляра, к сожалению, зрители нашего музея пока не смогут, т. к. все поступившие работы находятся в запасниках. Однако пять репродуцированных в этом журнале графических работ позволят судить о безупречном мастерстве Шишкина-рисовальщика.
Карандашный рисунок «Дорога» выполнен в свободной линейно-штриховой манере. В нем чувствуется шишкинская «музыка карандаша», где линия подвижная и гибкая, иногда плавная, иногда упругая и сильная, иногда легкая и волнистая. Живее и разнообразнее становятся его штрихи, подчас резкие и сгущенные до черноты. Так и представляется рисующий И.И. Шишкин с образных слов Е.И. Репина: «... Публика, бывало, охала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней». Лаконично и экспрессивно изображен на рисунке удаляющийся к величественному лесу путник. Фоном служит облачное небо, встревоженное стаей птиц. Возникает удивительный эффект узнавания русского пейзажа, достигнутый скорее путем образного, а не повествовательного решения сюжета.
В 70-80-е годы ХIХ века за Шишкиным закрепилась репутация крупнейшего русского гравера своего времени. Офорты для него - своеобразная лаборатория для экспериментов в технике, а также демонстрация своего мастерства. В офорте «Тайга» большую часть композиции занимают вертикально размещенные стволы елей, сосен, осин. Перед ними диагонально нагроможденные валуны создают препятствие, отчего величественная красота тайги казалась бы недоступной, если бы не яркий луч света вдали, пронизывающий листву. И густая чаща уже вызывает желание в нее устремиться.
Особый интерес вызывают его работы из четвертого альбома 1895 года, включающего 60 лучших офортов, созданных художником за 20 лет: «Крымский вид» и «Первый снег». Они обладают большой эмоциональностью, поэтичностью и свободой выражения, отличаются простотой и точностью изображения рисунка. Различные оттенки черного в них, звучность белого цвета, желтоватая просвечивающая бумага придают этим офортам особую выразительность. Не пренебрегая деталями, Шишкин не замыкает ими все пространство: незаполненность, освещенность диагональных участков переднего плана и высокое небо, занимающее половину пейзажа, дают ощущение величественных просторов. Как и во всех его лучших работах, ведущая для передвижников народная тема раскрывается им через образ родной природы.
В литографии «Осины» в полной мере сказалась способность автора концентрировать внимание на главном и одновременно вести подробный неторопливый рассказ о жизни леса. Здесь художник в полной мере нашел свой идеал - синтез гармонии и величия.
Познакомиться с этим «патриархом лесов», приобщиться к его опыту, услышать его рекомендации являлось мечтой многих вступающих на путь искусства. К «школе» Шишкина на первых порах обращались почти все пейзажисты молодого поколения, что обусловило их дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Крамской считал, что Шишкин - «это человек-школа». Именно таковым Шишкин стал для своего самого талантливого ученика Федора Васильева.
Васильева Шишкин заметил со времени его занятий в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Занятия проходили в индивидуальном порядке. Большую роль сыграли совместные поездки художников на этюды на остров Валаам и в деревню Константиновка под Петербургом. Под влиянием Шишкина сформировался интерес Васильева к теме леса. У него же Васильев получил хорошую школу рисунка.
Самым ценным в кураторстве Шишкина было то, что он не препятствовал развитию индивидуального живописного дарования Васильева и всячески помогал ему в продвижении и популяризации его картин. В фондах ДВХМ находится этюд Ф. Васильева «Грозовые облака».
О.А. Лагода, ставшая второй женой Шишкина, была одной из самых талантливых его учениц. Она успешно дебютировала как пейзажист, однако ранняя смерть не позволила ей полностью реализовать свой потенциал.
В браке с О.А, Лагода у них родилась дочь Шишкина Ксения Ивановна (1881—?). Училась живописи у отца. Жила в доме своего отца в городе Куокалле (Финляндия).
В коллекции нашего музея хранится этюд Ксении Ивановны Шишкиной «Цветы на балконе» 1905 год, поступивший в Хабаровск из музея Императорской Академии художеств.
Ольга Козарезова Специалист по просветительской деятельности ДВХМ г. Хабаровск
Главное фото: И.И. Шишкин - Пейзаж. Сосновый лес.
- «Пейзаж с рекой» Камиля Коро в Дальневосточном художественном музее - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен