Во второй половине XIX века одной из популярных тем изобразительного искусства становится балет. Вероятно, это связано с новым взглядом на задачи искусства: импрессионизм, главная художественная сила Франции того времени, стремился передать неуловимое, ускользающее мгновенье. А есть ли искусство более ускользающее, чем балет? Воздушность балетных пачек, бантов, порхание ножек в изящных пуантах формируют зрительный образ этого искусства «ускользающей красоты». про балерину

рис.1

Наиболее подходящей балету техникой изобразительного искусства, несомненно, является пастель: сам образ хрупкой юной танцовщицы призывал к использованию пастели, такой же хрупкой и необычайно нежной. Пастель легко осыпается, если правильно ее не хранить. Недолговечность ее сопоставима с недолговечностью искусства танца – и несправедливо коротким сроком творческой жизни балерины. про балерину

рис.2

Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, но расцвет ее пришелся на вторую половину XIX века. Эдгар Дега и Анри Тулуз-Лотрек выбрали именно эту технику для своих работ, посвященных танцовщицам. Оба эти художника фиксировали не столько танец, сколько обыденную жизнь танцовщиц балета, тяжелую, порой неприглядную, полную труда и усталости.

Совсем иначе к теме балета подходили салонные художники, например, Пьер Каррьер-Беллез (1851–1932). Сын знаменитого скульптора Альберта-Эрнеста Каррьер-Беллеза, первоначально он учился у отца. Затем прошел обучение у других мастеров – и в 1875 году впервые выставил свои работы в Салоне. С этого времени Пьер Каррьер-Беллез начинает много и успешно выставляться.

Главной темой творчества Каррьер-Беллезастали балерины, а техникой – пастель (рис.1). Казалось бы, он должен встать в один ряд с великими мастерами французского импрессионизма. Но художник выбирает инойпуть – путь салонного художника. Он пишет, не стремясь к новейшим художественным достижениям своего времени, но стараясь угодить своему покупателю. И оставаясь верным выбранному пути, Каррьер-Беллезбыл успешен всю свою творческую жизнь. про балерину

Его героини – юные прелестницы, изображенные в максимально эффектных позах, всегда – в пышных пачках. Иногда понравившийся мотив художник переносит из работы в работу.

рис.3

В Дальневосточном художественном музее хранится пастель 1890 года «Сидящая балерина» (рис.2). Девушка сидит на стуле, изящно закинув ножку на ножку– так, как это может сделать только балерина, и читает газету.Позу девушки, несомненно, постановочную, автор счел удачной и неоднократно повторял в других работах (рис 3, 4). Девушка-бабочка подлетела на миг, присела на стул, легко подхватила газету. Сейчас она стремительно пробегает глазами по строчкам, но вскоре откинет газету и упорхнет дальше.

рис.4

Зритель может прочесть название газеты – «LePetitJournal». Это ежедневное издание, печатавшееся в Париже, было необычайно популярно в 1890-х годах, в том числе и потому что публиковало,кроме новостей Франции, и детективные истории с продолжением. Можно предположить, что девушку интересуют именно они.Несерьезный», лишенный глубокого психологического подтекста образ раскрывается и через незаметную на первый взгляд деталь: ковер на полу усыпан легкомысленными ромашками.

Цвета пастели выбраны автором нежные, деликатные: преобладает розовый, бархатисто-приглушенный в одежде и ярко сверкающий в пуантах, вспыхивает пятнами нежно-голубой, в бантах на плечах, в поясе и ткани, лежащей у ног балерины.

Автор подчеркивает воздушность образа балерины, здесь нет и намека на тяжелый, ежедневный труд у станка в классе, на сложнейшие партии в балете. Такие порхающие создания вызывают желание любоваться ими, поэтому нежные пастели Пьера Каррьер-Беллезас изображениями очаровательных воздушных фей были лучшим украшением гостиных или будуаров современников художника.

Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ


«Увидеть невиданное» на выставке в Дальневосточном художественном музее - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен