Хотя точная дата и место рождения голландского живописца и офортиста Кареля Дюжардена неизвестны, большинство современных исследователей предполагает, он родился в Амстердаме в 1622 году в семье художника. Отец, несомненно, обучил его азам живописи, затем он стал учеником пейзажиста Николаса Берхема, испытал влияние блестящего мастера анималистического жанра Паулюса Поттера. савояр

Карель Дюжарден писал итальянские пейзажи с животными, бытовые сцены, несколько картин на исторические, религиозные и мифологические сюжеты, а также портреты. Работал Дюжарден и в офорте, создав чуть более пятидесяти произведений в этой технике печатной графики.

Один из самых известных офортов Кареля Дюжардена – «Савояр» (рис.1). Это название часто ставится вторым после более подробного –«Скрипач с тремя собаками», как в зарубежных музеях, или «Маленький нищий музыкант», как в собрании Дальневосточного художественного музея. Это второе название закрепилось за офортом неслучайно.

рис. 1

Лист представляет уличную сцену с играющим на скрипке маленьким мальчиком в окружении собак. Такие сцены были хорошо знакомы жителям Европы. Савояры – жители Савойи, «где холодные зимние месяцы в значительной степени останавливали работу». Это вынуждало мужчин и даже маленьких мальчиков искать работу или бродяжничать по дорогам Италии и Франции в попытках заработать на жизнь игрой на музыкальных инструментах или предсказаниями. В изобразительном искусстве образы странствующих музыкантов также стали называть савоярами.

В центре офорта изображен мальчик в одежде с заплатами. Он играет на скрипке, закрыв глаза, правая часть его лица – в тени.Играя для всех, у всех на виду, маленький скрипач словно пытается спрятаться от мира. Его образ рождает ощущение пронзительной грусти.

Вокруг мальчика– три собаки. Одна, с очень смышленым выражением морды,стоит на двух задних лапках, выполняя приказ хозяина. Фигура мальчика с ученой собачкой зеркально повторяется в дюжарденовской картине «Странствующие музыканты» (около 1665), происходящей из собрания графа Страффорда, но ныне утерянной (рис.2). Две другие собаки с лаем носятся между ног мальчика.Как истинный голландец 17 века, Карель Дюжарден в подобном сюжете не мог упустить возможность ввести нотку морализаторства, противопоставив ученую собачку двум уличным, ведущим себя «невоспитанно».

рис.2

Отмечая дюжарденовское «углубление в психологию животного, в его повадки и ощущения», теоретик искусства Пауль Кристеллер обращает внимание и на «его способность создавать гармонией между душев­ным состоянием животных и ландшафтом идиллическое настроение буколи­ческой поэмы. С помощью одной только офортной иглы он здесь в совер­шенстве достигает эффектов пленэрной живописи. Свет как бы вспыхивает... очертания отдаленных пред­метов так легки и неопределенны, что как бы чувствуется дрожание обте­кающих их солнечных лучей». Атмосфера наполнена светом и простором, непроработанные части офорта создают впечатление наполненности ярким теплым солнечным светом южного итальянского солнца. Сложно поверить, что «Савояр», как и другие свои офорты, Дюжарден создал в Голландии.

В верхнем левом углу «Савояра» художник поставил подпись и дату – 1658. Интересно, что для современного зрителя дата очевидно читается как 1648, но на самом деле художник выбрал сложный шрифт, в котором «5» напоминает «4».

Умер Карель Дюжарденв 1678 году в Италии – стране, жизнь, природу и сам свет которой он воспевал на протяжении всего своего творчества.

Фролова А.А. заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Читайте также: «7 дел милосердия» Cебастьяна Бурдона в коллекции ДВХМ - ссылка

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен