«Купола Троице-Сергеевой лавры» Петра Петровичева в Дальневосточном художественном музее
В постоянной экспозиции русских залов Дальневосточного художественного музея представлена, пожалуй, одна из самых светлых и праздничных живописных работ русской коллекции. Это полотно Петра Петровичева «Купола Троице-Сергеевой лавры». В изображении нет никаких атрибутов праздника, но цвет и настроение работы создают ощущение приподнятое, радостное настроение. троица сергиев лавра
Художник Петр Иванович Петровичев (1874—1947) вошел в историю русской пейзажной живописи как большой самобытный национальный талант. Способности к рисованию проявились у мальчика еще в раннем детстве. Отец поддержал сына и отправил его в школу при Музее церковных древностей в Ростове. В этом музее Петровичев проработает с 1890 по 1892 год. Именно тогда и определится основное занятие жизни художника. В период работы в музее Петровичев получает необходимые начальные навыки художественного мастерства. В это время он знакомится с Василием Верещагиным. По его совету начинающий художник отправляется в Москву, чтобы продолжить образование.
В 1892 году Петровичев поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учится под руководством Исаака Левитана и Валентина Серова. Левитан оказал значительное влияние на формирование мировоззрения юноши, на его творческую манеру. Когда в 1900 году Левитана не стало, новым руководителем Петровичева стал Серов. В 1903 году П.И. Петровичев окончил училище с большой серебряной медалью и званием «классного художника».
Петр Петровичев известен, прежде всего, как мастер интимного пейзажа. Однако, не меньшее место в его творчестве занимает архитектурный пейзаж и интерьеры памятников архитектуры. Художник хорошо понимал своеобразие старой русской архитектуры. Много пейзажей было написано в Загорске (ныне – Сергиев Посад). Это или общий вид на город и ансамбль Троице-Сергиевой лавры, или отдельные фрагменты – «Купола Троице-Сергиевой лавры» (1917), архитектоничные, точно пролепленные уверенной кистью, выделяющиеся на фоне темно-синего неба. Работа из коллекции музея наполнена воздухом, светом, цветом, колокольным звоном.
Еще в годы работы в Ростове Петр Петровичев открыл смысл и красоту цвета – целый мир, который, как и мир звуков способен наполнить человека, способен точно и непосредственно передать внутренние побуждения, эмоции, чувства. «Вибрирующий», «плывущий» голубой цвет на работе «Купола Троице-Сергиевой лавры» создает ощущение движения, полета облаков, наполняет зрителя праздничным настроением и верой в лучшее. Строгий ритм вертикальных и горизонтальных линий в композиции работы подчеркивают музыкальное звучание полотна. троица сергиев лавра
Пейзажи, созданные Петровичевым, отличает особая материальность, плотность красочного слоя. Замечено, что творчество русских живописцев, имевших в детстве отношение к иконописи, является оптимистичным по настроению, исходящему от их полотен. Таковы и лучшие работы Петровичева — художника, творившего во славу русской страны и искусства.
Одной из особенностей искусства Петровичева было органичное соединение традиций и новаторства. Он и продолжатель русского национального пейзажа, и – первооткрыватель, новатор в своем методе работы, в технике живописного мастерства, всегда открытой зрителю и наряду с особой, только ему свойственной красочной гаммой, являющейся самостоятельным компонентом художественного образа. В этом он художник нового времени — наш современник.
Марина Константинова, заведующая сектором современного искусства ДВХМ
- «Воскресение Христово» в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен