Две гравюры Альбрехта Дюрера в собрании Дальневосточного художественного музея
21 мая 2021 года исполняется 550 лет со дня рождения Альбрехта Дюрера – одного из величайших мастеров Северного Возрождения. Дальневосточный художественный музей отмечает это событие, открывая выставку «Посвящение Дюреру». альбрехт дюрер
Среди 32 гравюр западноевропейских мастеров XV–XVII веков из собрания музея, экспонируемых на выставке, несомненно, выделяются две работы самого Дюрера – «Прогулка» и «Святой Варфоломей».
Они выполнены в технике резцовой гравюры, при которой рисунок на металлическом листе создается с помощью резца, затем в углубления вбивается краска и осуществляется печать. При таком способе можно распечатать до полутора тысяч качественных оттисков. Поэтому оба листа Дюрера из собрания музея – не редкость, но сам факт обладания предметами искусства, созданными одним из крупнейших европейских художников, ставит коллекцию музея в один ряд с мировыми сокровищницами искусства.
Полное название «Прогулки» – «Молодая пара на прогулке, сопровождаемая Смертью, или Прогулка». В конце XV века, когда по всей Европе бродили слухи о неизбежном конце света, а предчувствие гибели, как всегда на сломе веков, было обостренным, 27-летний Дюрер создает одну из самых известных своих гравюр на популярнейшую тогда тему быстротечности жизни – memento mori (помни о смерти).
Лица молодой пары, гуляющей за городом, не освещены светом любви и радости встречи. Природа вторит их «одиночеству вдвоем»: дерево с облетевшей листвой, колючая трава негостеприимно принимают пару, гуляющую за городом. За стволом дерева прячется третья, но не по степени важности, героиня гравюры – костлявая Смерть. В музейном листе, потерявшем чуть больше сантиметра по правому краю, мы видим лишь ее ногу и фрагмент драпировки. Но и этого достаточно, чтобы понять главную тему гравюры, актуальную еще со времен Средневековья. А рядом с ногой Смерти – равнобедренный треугольник с тремя точками у своих сторон, символ Триединства Божия, и это, несомненно, можно истолковать как признание, что «всё в руках Божиих». альбрехт дюрер
А за несколько лет до смерти, в 1520-е годы, Дюрер создает цикл гравюр, посвященный святым Христофору, Симону, Филиппу. Все они демонстрируют свойственное мастеру в ту пору стремление к простоте и величавости. В 1523 году, за пять лет до смерти, Дюрер обращается к созданию образа святого Варфоломея.
Святой Варфоломей (в Евангелии от Иоанна – Нафанаил) – один из двенадцати апостолов Христовых. По преданию, он благовествовал в городах Малой Азии, в Месопотамии, в Персии, в Индии, в Армении, где мученически погиб. Сначала его распяли вниз головой на кресте, затем с него живьем содрали кожу, затем отрубили голову.
Альбрехт Дюрер изображает Cвятого Варфоломея в соответствии с преданиями: в виде бородатого мужа пожилого возраста в длинном одеянии, закутанным в плащ, с книгой (Евангелием) и ножом как напоминанием о его мученической смерти. Дюрер представляет истинно ренессансное решение образа апостола: его взгляд, крепко сжатая кисть служат воплощением мужественной силы, красоты духа и святости «тайного сокровища сердца». Этот лист – свидетельство поиска и утверждения художником положительного идеала человека.
В двух гравюрах Альбрехта Дюрера из собрания Дальневосточного художественного музея отражены ведущие темы его творчества: наполненные средневековым мистицизмом размышления о фатальности смерти и в то же время – гуманистические идеалы итальянского Ренессанса, впервые перенесенные Дюрером в родную Германию.
А. А. Фролова, заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ
- Ещё интересное: «Картины, ради которых стоит посетить Дальневосточный художественный музей» - ссылка.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен