Мир духов в графике Николая У в коллекции Дальневосточного художественного музея
Творения знаменитого резчика по дереву У Николая Николаевич занимают особое место в коллекции народного искусства Дальневосточного художественного музея. Среди экспонатов под его авторством насчитывается около 67 круглых скульптур малых форм великолепных в тонкости и деталировке исполнения. Мастер хорошо чувствовал материал всегда зная, как вести резец. В резьбе по дереву приверженность к традициям и их глубокое понимание является, пожалуй, основными направляющими факторами развития данного вида творчества. Но творческие поиски У, вели его не только по пути резчика, иногда мастер обращался к бумаге, карандашам и краскам. Графические работы Николая присутствуют в собрании графики музея и насчитывают всего семь единиц хранения. резьба по дереву
В графике художник, с одной стороны, вёл себя скромнее, с другой, казалось, позволял себе отойти от канонов изображаемых им фольклорных мотивов. В этих работах мастер явно обращался не только к традиционному миро представлению своего народа. Другой формат и другие методы изображения способствовали возможности поделиться своим, характерным только для автора видением отражаемых явлений.
Все графические работы, хранящиеся в музее отсылают к миру духов в представлении коренных народов Дальнего Востока. Затрагивая все аспекты бытия, данный мир являет собой сложную трёхчастную систему, населённую всевозможными бестелесными существами, отвечающими за каждое явление.
Рассмотрим и попытаемся расшифровать три работы Николая Николаевича, посвящённые шаманизму, в которых представлены как физические аспекты верований, так и «эфирная» составляющая в том виде, в котором видел её художник. В трёх описываемых работах присутствует один (по мнению автора заметки) персонаж, поэтому три работы будут рассмотрены как части одного сюжета.
Графический лист «Камлание» (рис. 1) композиционно поделён на два яруса – верхний и нижний. В нижнем ярусе симметрично расположены традиционные анималистические изображения духов помощников шамана. Образы имеют плоскостное решение, они применялись в традиционном орнаменте на шаманской одежде и в изготовлении небольших деревянных амулетов. По краям силуэты сэвэнов – то есть духов, заключённых в физическую оболочку из дерева. Глаза существ и фигур маркированы белыми точками, относящими к поверьям, по которым душа входила в статуэтку через глаза. Данная деталь говорит о том, что все вышеупомянутые персонажи не просто объёмные и плоские изображения, они одушевленные и имеют магическую силу. В центре, окружённый этими фигурами, светотеневыми отношениями, подчёркивающими объём, следовательно, и телесность (видимо в противовес духам), выделен совершающий обряд (камлающий) шаман. Духи помощники и взгляд шамана устремлены вверх. На верху же полупрозрачное антропоморфное существо, занимающее почти всю верхнюю часть работы. Судя по позе существа, оно падает на процессию, взирающую на неё снизу. Лик падающего, повторяет личины некоторых сэвэнов, в совокупности с полупрозрачностью, говорит о принадлежности существа к миру духов. Возможно это обитатель верхней части Мирового древа, с которого и «низвергает» его шаман. резьба по дереву
Следующие работы, скорее всего повествует о судьбе падшего духа. К сожалению, они не имеют названий, условно назовем их рисунок 2 (рис. 2) и рисунок 3 (рис. 3). Колорит в рисунках 2 и 3 идентичен «Камланию», выполнен в оттенках сепии, однако в двух последних светло-коричневый фон с плавными переходами к белому заменён практически тёмно-коричневым монотонным фоном и фигуры как бы выходят на нас из тьмы. На переднем плане листа изображено то же по форме существо, что падало на шамана в предыдущей работе. Второй план содержит в себе сэвэнов. На рисунке 2 дух выбирается из левого сэвэна. С духом явно произошли метаморфозы, он потерял прозрачность, бестелесность, но приобрёл подобие лица, ступней и кистей рук больше похожих на корни растений. На лице выражен страх. Динамика тела и эмоция на лике, говорит о том, что существо испытывает напряжение и неловкость, оно не просто покидает своё вместилище, оно извлекает себя из дерева применяя физические усилия. Примечательно, что статуэтка из которого выходит дух – имеет чёрные глаза, а сэвэн стоящий к нему спиной – белые.
Рисунок 3 показывает всё того же духа, либо уже, либо ещё свободного. Однако его тело сильно искривлено, грудная клетка истончилась, а на «лице» явная потерянность. За духом оттенённый деревянный идол, который должен его сковывать. На последних рисунках автор даёт понять, что действующее лицо картин испытывает явный дискомфорт, а может даже и боль. резьба по дереву
Зачем шаман из «Камлания» совершает над «эфирным» существом действия, приводящие его к последствиям, проиллюстрированным в рисунках 2 и 3? Ответ возьмём из предшествующей статьи: «…в специально сделанную статуэтку обрядами, шаманы как бы заключали сущность, наславшую болезнь либо какую-то неприятность, по сути, персонифицируя её в скульптуре. Свободного духа – сэвэ, «запирали» в земное воплощение – сэвэна, которого после обряда можно было усмирить/задобрить, прекратив тем самым болезнь или неудачу». Видимо усмирённый дух пытается совершить побег, но обременённый тяготами физического мира не способен этого сделать. В прочем данная трактовка не является истиной в первой инстанции, и представляет интерпретацию автора статьи основанную на прочитанных этнографических материалах.
Однако же все три работы вызывают ощущение тревоги, ассоциативно воспринимаются как сон, либо шаманский транс и погружают в атмосферу тайны, незримого мира духов. В этом осмыслении и чувственных переживаниях художника отражается его отношение к затрагиваемым им темам. Используя символику из прошлого, Николай У не просто ретранслировал её на формальном уровне, но и понимал её сакральные смыслы. резьба по дереву
Ковальчук Антон, специалист экспозиционно выставочного отдела ДВХМ
- «Предметы декоративно-прикладного искусства айнов в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен