Одним из самых блестящих офортистов и рисовальщиков XVII века был Стефано делла Белла (1610–1664), современник Рембрандта и Рубенса, младший современник Жака Калло, оказавшего на творчество делла Белла колоссальное влияние. стефано делла белла

Сформировавшись в рамках флорентийской школы, Стефано делла Белла «совершенно самостоятельно преобразовал стиль Калло в духе итальянского искусства, – писал Пауль Кристеллер. – Сила его не в характеристике, а в богатой изобретательности и в грации, легкости и вкусе изображений и орнаментов. …он тоже резко проводит разделение на планы и растягивает изображения в глубину и в ширину. Это характерная черта ландшафтных композиций этой эпохи как в Италии, так и в других странах. Делла Белла, который оставил множество отличных рисунков, изображает буквально все, с готовностью идя навстречу любопытству зрителей. Им исполнено свыше тысячи офортов на самые различные темы». В своих свободно сочиненных композициях он любит изображать ландшафты и животных, народные типы, военные и охотничьи сцены, костюмные фигуры, многочисленные орнаментальные композиции.

Фото 1

В собрании Дальневосточного художественного музея хранится офорт «Почтовая повозка, полная пассажиров» (фото 1). Он поступил из Музея изящных искусств в 1931 году как работа Стефано делла Белла. Но в расположенных ниже изображения строчках в левой части мы видим наряду со Стефано делла Белла имя Ф. Колиньон, в правой – фамилию Мариэтт.

Несомненно, в первом случае речь идет о французском гравере Франсуа Колиньоне (ок. 1610–1687), который во время работы в Риме с 1634 по 1636 год подружился с флорентийским мастером. Эта дружба длилась всю жизнь и обеспечивала им плодотворное сотрудничество. В свою очередь Стефано делла Белла провел десять лет своей творческой жизни во Франции, и Франсуа Колиньон был в числе немногих французских граверов, использовавших рисунки делла Белла для создания своих офортов. Инвентором (рисовальщиком, создававшим подготовительные рисунки для будущих произведений изобразительного искусства) выступает Стефано делла Белла и для данного офорта. Третья фамилия на музейном офорте приведена без имени или инициалов, поэтому речь может идти либо о парижском издателе Пьере Мариэтте Старшем (ок. 1603–1657) – изданные им листы этого офорта хранятся в Британском музее и Гарвардском музее искусств, либо о его потомке Дени Мариэтте (такие эстампы есть в Рейксмузеум). стефано делла белла

Фото 2

С именем Стефано делла Белла связаны две пейзажные сюиты. В собрании музея имеется лист № 2 из второй сюиты. Вся серия, в которую входят также «Пейзаж с мельницей», «Пейзаж равнины с фермой», «Морское побережье» (фото 2, 3, главное фото статьи), есть, например, в собрании Государственного Эрмитажа.

Все листы сюиты имеют сильно вытянутый горизонтальный формат, располагающий к повествовательности, к передаче движения «вширь». В правой части композиций – изображение крупного дерева или высокого берега, одновременно создающего рамку и углубляющего пространство листа. Вдоль первого плана тянется тонкая полоска тени. Небо – чистое пространство, незначительная часть которого заполнена прямыми горизонтальными линиями, прочерченными параллельно друг другу, как в технике резцовой гравюры. В «Почтовой повозке» и в «Морском побережье» (главное фото статьи) автор использует одинаковую деталь – пронзающую небо вертикаль в центре листа, и если в первом случае это шпиль церкви, то во втором – мачта парусника. стефано делла белла

Фото 3

Британский музей со ссылкой на Шарля Антуана Жомбера датирует этот офорт примерно 1643 годом, остальные музеи ставят широкие рамки: с 1620 по 1687 год.

Сюита, задуманная Стефано делла Белла и воплощенная в офортах Франсуа Колиньоном, представляет не только манеру великого флорентийского мастера, но и дух самой эпохи, воплощенный в тяге к долгому рассказу-сюите в нескольких частях.

Фролова А.А., заведующая сектором зарубежного искусства


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен