Мнение хабаровчан: «зайцев»-детей быть не должно
Разговоры о том, что безбилетных детей нельзя выгонять из автобусов и трамваев велись уже давно. В Хабаровске, например, в прошлом году произошёл инцидент, когда у девушки-подростка водитель отнял шапку в счёт оплаты проезда. После очередного резонансного случая, когда школьника, у которого не оказалось денег, а банковская карта не сработала, высадили, и он шел по морозу пешком, общественность начинает волноваться. запрет высаживать детей
Видимо, поэтому в Госдуме приняли поправки в федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», запрещающие высаживать из общественного транспорта детей, не достигших 16 лет, из-за неоплаченного проезда.
Хабаровские перевозчики приняли нововведения спокойно. Да и куда деваться - закон есть закон, и его надо исполнять. Но пока не очень понятно, как это должно работать на практике. Предположим, не сработала банковская карта у подростка. Должен ли водитель или кондуктор потребовать у него документы? И какие именно документы должен носить с собой школьник? И должен ли вообще? Вопросов много, ответов пока нет.
— Мы, конечно, переживаем, что будут недобросовестные пассажиры, — признаётся Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска». — У нас дети до шестнадцати – это примерно тридцать процентов от всего пассажиропотока в учебное время. Представляете, если все будут «забывать» деньги, и у всех будет карта в стоп-листе? Как мы будем компенсировать убытки? Как водитель должен понять, что этому пассажиру ещё нет 16? Верить на слово? Конечно, это вопрос, в первую очередь, совести. Совести родителей – те могут и не дать денег на проезд ребёнку, зная, что его не высадят из автобуса. Совести школьника? Он может потратить деньги не на покупку билета, а на что-то другое. А мы должны и транспорт заправлять, и зарплату людям платить, и за новые автобусы рассчитываться.
Хабаровчане, в основном, новый законопроект поддерживают. Ведь случаи, когда детей высаживали из автобусов на мороз, случаются частенько. Да и мало ли что может случиться с ребёнком, когда он идёт несколько километров пешком домой. «Хорошо, что теперь есть такой закон, а перевозчики не обеднеют!». Но есть и такие, кто понимает: если в одном месте убыло, значит, где-то прибудет.
— Вряд ли перевозчики будут просто терпеть убытки, если дети и их родители будут пользоваться этой мерой, — считает хабаровчанка Зинаида С. — Скорее всего, все поднимут стоимость проезда. Сейчас уже в некоторых автобусах было 30 рублей, а стало 35. Возможно, это не последнее повышение. Мне кажется, что должна быть предусмотрена ответственность родителей. Если у ребёнка нет денег на проезд, предлагаю накладывать на родителей административный штраф. Я понимаю, что государство не хочет платить за этих детей из своего кармана, но, в конечном итоге, перевозчик залезет в мой. А я против этого! запрет высаживать детей
— Вот если водители будут обилечивать на входе и не впускать в салон детей, которые отказываются платить, будет ли это считаться нарушением закона? — размышляет Елена Шадуя. — Кто считается пассажиром? Тот, кто вошёл в салон, или кто оплатил свой проезд, то есть заключил договор на обслуживание, в данном случае, на проезд из пункта «А» в пункт «Б»? Вот в Москве, помню, был вход в автобус через турникет. А в метрополитене ты просто не зайдешь на территорию, если у тебя нет билета – извините.
Перевозчики готовятся к волне «зайцев» и хотят, чтобы расчёт за проезд происходил на входе в салон транспортного средства. Но планы сталкиваются с действительностью: пассажиры, желая занять сидячие места, вламываются в салон, а водитель, чтобы не потерять драгоценные минуты и не выбиться из графика, это игнорирует и не требует сразу оплатить проезд. В Москве, кстати, уже отказались от турникетов на входе в автобусы – они слишком тормозили пассажиропоток.
— Возможно, этот закон ещё будет доработан, и власти продумают механизм компенсации убытков нам, перевозчикам, — продолжает Елена Шадуя. — У детей может быть так называемая карта школьника, которая бы фиксировалась на валидаторе и просто отправляла данные о том, кто проехал. Это было бы прозрачно и всем понятно. Или ещё вариант - как с картой МИР, чтобы перевозчика не вовлекать в конфликтные ситуации. Можно было бы по карте МИР производить эти расчеты и компенсацию родителям для детей до 16-ти. Нужно, чтобы никто не пользовался лазейками, недопониманием, водитель доложен следить за дорогой, а не пытаться определить, сколько лет подростку.
Все нюансы нововведения предстоит доработать властям в регионах и самостоятельно вводить контролирующие механизмы. А перевозчики тем временем повышают плату за проезд, ссылаясь на рост цен на топливо и запчасти.
До 1 апреля стоимость проезда поднимется сразу на 17 автобусных маршрутах Хабаровска. И это, скорее всего, не предел. Согласно федеральному закону коммерческие перевозчики работают на нерегулируемом тарифе, а это значит, что увеличивать плату за проезд они могут хоть каждый месяц. Главное, они должны за 30 дней уведомить об этом городскую администрацию. запрет высаживать детей
Мария Полякова
Фото автора
- Бомбоубежище в Хабаровске: журналистам показали подземный бункер - читайте по ссылке.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен