Новый министр образования Хабаровского края: прежде всего, я за людей
У Хабаровского края появился новый министр образования и науки. Им стала Виктория Хлебникова, ранее исполняющая обязанности руководителя отрасли. О том, над чем сегодня работает министерство, итогах прошедшего учебного года и перспективах на будущий по просьбам наших читателей мы беседуем с Викторией Георгиевной. виктория хлебникова хабаровск
Чего нам ждать
– Виктория Георгиевна, во-первых, примите наши поздравления с высоким и очень ответственным назначением. С чего начнёте свою работу уже в качестве министра? Какими будут первые распоряжения?
– Сейчас уже трудно разделить на «до и после», ведь я исполняла обязанности министра с января нынешнего года. Но сейчас очень жду, когда можно будет подписать распоряжение о снятии ограничений в связи с коронавирусом и продолжить работать в штатном режиме. Хотелось бы выразить слова искренней благодарности всем педагогам Хабаровского края за работу в режиме дистанционного обучения. Это было непросто, в том числе, ученикам и родителям, которых также хочу поблагодарить за терпение и труд. Желаю всем крепкого здоровья и скорейших встреч в стенах школы.
– Вы продолжите политику бывшего руководства, или у Вас свой путь?
– Руководители приходят и уходят, а система образования Хабаровского края, кстати, одна из лучших в ДФО по многим показателям, продолжает развиваться. Перед нами стоят масштабные задачи, ведь образование – это не только ресурс развития личности, но и общества и государства в целом. Моя задача – сохранить всё самое лучшее, что создано, и развивать систему дальше. виктория хлебникова хабаровск
– Но Вы планируете что-то менять?
– В образовании всегда есть что менять, и это не зависит от личности министра. Образование – это вклад в будущее страны и региона, поэтому мы должны работать с опережением, чуть-чуть забегая наперед сегодняшнего времени. Хотелось бы поменять материальную базу многих образовательных учреждений, особенно в труднодоступных районах края. Я побывала практически везде, кроме Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского районов, и хорошо знаю, как живут школы. Есть такие, у которых состояние зданий оставляет желать лучшего, не говоря уж об оборудовании.
И, конечно же, в каждом учреждении должны быть приняты все меры по обеспечению безопасности наших детей. Успех любого дела определяют люди. Потому приоритетом для меня являются педагоги, условия их труда, возможность развиваться профессионально, оптимальная нагрузка, престиж профессии. От того, как живет каждый конкретный учитель, зависит очень многое. виктория хлебникова хабаровск
Цена вопроса
– Сколько в 2020 году будет потрачено на образование в Хабаровском крае? Планируется ли сократить расходы по отдельным статьям в связи с коронавирусом или, наоборот, увеличить?
– Ежегодно бюджет отрасли «Образование» составляет четверть консолидированного бюджета края. В 2020 году – это более 34 млрд рублей. Несмотря на непростые условия, связанные с коронавирусом, мы продолжаем и строительство объектов образования, сохраняем все меры поддержки педагогов и особых категорий обучающихся, финансирование питания школьников. Эти статьи расходов решением губернатора края защищены. Более того, в крае будут сохранены объемы финансовой поддержки частных детских садов и индивидуальных предпринимателей в сфере дошкольного образования, несмотря на приостановку работы в период ограничений. С нового учебного за счёт федерального бюджета в крае будет введена доплата за классное руководство учителям, при этом сохранена выплата за классное руководство за счёт средств из краевого бюджета.
– Будет ли продолжена работа в рамках нацпроекта «Образование»?
– Безусловно. Многое в этом году появится в крае в рамках выполнения нацпроектов. До конца года в сёлах и малых городах края будет открыто 42 Центра цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей «Точка роста». В прошлом году мы создали такие центры в 24 сельских школах. В каждом центре имеются кабинеты проектной деятельности, которые после занятий превращаются в коворкинг-центры с шахматной гостиной и медиазоной для фото- и видеосъемок. Школьники могут изучать информатику, технологию, ОБЖ с использованием высокотехнологичного оборудования (квадрокоптеры, 3Д-принтеры, шлемы виртуальной реальности).
Продолжаем создание краевой сети центров цифрового образования детей IT-куб. Первый открыт в прошлом году. В этом году IT-куб будет создан на базе краевого центра образования. Ещё два планируем открыть на базе средней школы с. Восточное в 2021 году и средней школы № 38 в Комсомольске-на-Амуре в 2022 году.
В центрах IT-куб ежегодно смогут бесплатно заниматься до 600 детей по направлениям: программирование, мобильная разработка, разработка VR/AR-приложений, системное администрирование, основы алгоритмики и логики, кибергигиена и работа с большими данными и другим.
В этом году будем открывать детский технопарк «Кванториум» в Хабаровске. Ежегодно в нём смогут обучаться не менее 800 детей по образовательным направлениям, соответствующим приоритетным направлениям технологического развития страны. Это будет уже второй детский технопарк на территории каря. А первый, и в то же время единственный на Дальнем Востоке, мы создали в городе Юности.
Кроме этого, мы проложим обновлять материально-техническую базу техникумов и колледжей. В этом году создаём ещё 14 мастерских (на базе промышленно-экономического техникума, педагогического колледжа и колледжа технологий и сервиса). Студенты будут обучаться на высокотехнологичном оборудовании. Также мастерские и оборудование будут использоваться другими образовательными организациями в рамках сетевого взаимодействия для реализации основных образовательных программ, подготовки студентов к чемпионатам Ворлдскиллс и др. виктория хлебникова хабаровск
Планов громадьё
– Планируется ли что-то строить, и какие объекты?
– Конечно, мы продолжим строить новые детские сады и современные школы. Уже в марте этого года введён в эксплуатацию детский сад на 95 мест в с. Тополево. До конца года будут построены садик на 110 мест в с. Гаровка-2, школа на 800 мест в Волочаевском городке в Хабаровске, школа на 300 мест в селе Найхин Нанайского района, пристройка на 20 мест к зданию школы в с. Бриакан района имени П. Осипенко, спальный корпус пришкольного интерната на 35 мест в п. Тыр Ульчского района.
В следующем году планируем ввести в эксплуатацию шесть детских садов, два из них по 75 мест – в п. Литовко Амурского района и Циммермановка Ульчского района, на 140 мест в селе имени Полины Осипенко детский сад, на 350 мест – в городе Комсомольске, а также два сада по 110 мест каждый в сёлах Мирное и Матвеевка Хабаровского района. Кроме этого, в Хабаровском районе, в селе Мичуринское, будет введена школа на 250 мест.
Кроме этого, в сельских школах Верхнебуреинского, Комсомольского, имени Лазо, Николаевского, Солнечного и Хабаровского районов будут отремонтированы восемь спортивных залов. В 2019 году в школах Комсомольского, Ванинского, Амурского, Верхнебуреинского, Николаевского и Хабаровского районов выполнены ремонты семи спортзалов и оснащено спортивным инвентарем и оборудованием плоскостное спортивное сооружение.
– Какие основные мероприятия запланированы на ближайшее время по линии министерства образования? К примеру, WorldSkills?
– В ближайший месяц массовых мероприятий не планируется. В апреле в крае должны были состояться отборочные соревнования на право участия в Финале VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Ожидалось прибытие в Комсомольск-на-Амуре более 300 конкурсантов и экспертов из 42 субъектов России. Но в связи с распространением коронавирусной инфекции принято решение перенести соревнования на август. Более того, по решению Союза Ворлдскиллс мероприятие будет проводиться в новом формате – в дистанционно-очной форме. виктория хлебникова хабаровск
Кадры решают всё
– Сколько и каких учителей и специалистов сегодня реально не хватает в Хабаровском крае?
– В сфере образования края занято около 24 тыс. руководящих и педагогических работников, из них девять тысяч – это учителя. Конечно, потребность в педагогах существует. Но в каждом районе и даже в каждой школе ситуация индивидуальная. Так, например, в Амурском, Вяземском, Комсомольском, имени Полины Осипенко районах острая кадровая потребность отсутствует.
Но есть сложности с привлечением учителей английского языка в с. Солонцовый и физики в п. Дурмин района им. Лазо. В школу № 2 п. Березовка срочно требуется учитель английского и немецкого языков. Сегодня 1 380 учителей работают на две ставки и более. Наибольшая потребность в учителях английского и русского языков, математики и начальных классов. Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ требуются психологи, логопеды, дефектологи.
Подготовку педагогов на территории края осуществляют четыре вуза в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре и шесть учреждений среднего звена. Ежегодно выпускается более 600 квалифицированных молодых специалистов. Профессия педагога в крае востребована и набирает всё большую популярность.
– Виктория Георгиевна, как Вы считаете, каким должен быть современный учитель? Должен ли он воспитывать личность, как это было в советской школе, или только давать знания?
– Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы и даже об имидже. Но лучше всего на вопрос, каким должен быть современный учитель, ответили сами дети. Ребята из 23-й школы Комсомольска-на-Амуре в одном из интервью сказали, что современный учитель – это супермастер в своем деле, к которому хочется приходить учиться.
– Благодарю Вас за исчерпывающее интервью. Успехов Вам и Вашим коллегам!
Фото автора
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен