Особенных детей научат ходить по подиуму
Каждый ребёнок – творческая личность, и особенные дети не исключение. Просто им нужно чуть больше поддержки, чтобы раскрыть свои таланты. Так считает Виктория Бурцева, президент автономной некоммерческой организации в области культуры и искусства «Талантливые дети». Она получила президентский грант, который поможет выявить творческий потенциал и расширить адаптивные возможности детей-инвалидов. инклюзивная галерея
— Идея «Инклюзивной галереи» - так называется наш проект – родилась спонтанно, — говорит Виктория Бурцева, президент АНО в области культуры и искусства «Талантливые дети». — Летом в Хабаровске проходили международные инклюзивные игры, и ребёнок от нашей организации принимал участие в номинации «Танцы на колясках». И мы решили – нужно открыть художественную мастерскую, где особенные дети смогут попробовать себя в разных направлениях искусства: ИЗО, художественная фотография, декоративно-прикладное искусство – лепка, и модельное искусство. Четыре мастерские уже приступили к работе, в них будут ходить сорок пять детей-инвалидов. Проект продлится до конца июля, в конце мы устроим инклюзивный концерт, предполагается, что он пройдёт на площадке «Арсеналец» - в этом нам оказала помощь администрация города. А в музее имени Гродеково мы откроем выставку работ ребят «Инклюзивная галерея».
Четыре направления для развития особенных детей выбраны не случайно, говорит Ольга Косенюк, психолог проекта «Инклюзивная галерея». Лепка и рисование – это развитие мелкой моторики рук, воображения, мышления, они позволяют направить энергию в мирное русло, успокаивают и учат последовательности. Художественная фотография, сделанная с помощью камеры мобильного телефона, научит ребят замечать детали, видеть прекрасное в незначительном. Модельная походка и осанка, освоенная на занятиях в модельном агентстве «Бест»,помогут особенным детям чувствовать себя увереннее среди сверстников.
— Кроме того занятия в группе помогут этим ребятам лучше освоиться в коллективе, — говорит Ольга Косенюк. — Дети разные – и спектр нарушений разный. Дети-аутисты обычно закрыты в себе, а дети-дауны – как мы их ещё называем «солнечные» детки – наоборот, открыты всем, всегда позитивны. Но объединяет их общее: это то, что затрудняет принятие собственных ограничений, ограничивает возможности для общения со сверстниками.
Родителям эти занятия тоже помогут, помогут принять состояние своего особенного ребёнка, ведь не секрет, что такие семьи обычно не полные, и мама, которая остаётся с проблемой один на один, со временем выгорает. А этот проект позволит родителям открыть внутренний ресурс, обрести устойчивость. Маленькие дети - они творцы по своей сути, и важно им не мешать выражать себя. Обычно все, что они делают, что является продуктом их деятельности, уже можно считать шедевром. Потому что нет критерия оценок, нет критики, потому что здесь будет доброжелательное пространство, доброжелательное окружение. И у них будет возможность именно выражать себя таким образом, каким они затрудняются выражать себя в обычной жизни.
Юлия Селезнёва привела на уроки ИЗО сына Володю. В три года мальчику поставили диагноз аутизм, но родители продолжали развивать ребёнка. Володя не очень хорошо говорит, но всё же идёт на контакт с посторонними людьми. Юлия считает, что это результат общения в большой и дружной семье.
— У нас пятеро детей, Вова второй ребёнок, — говорит Юлия Селезнёва. — После его рождения у нас был большой перерыв, потом родила одну за другой ещё троих девчонок. Они его постоянно тормошат, просят где-то помочь, включают в жизнь – и он взаимодействует с нами.
В детстве Володя очень любил рисовать, у нас в доме все стены были «украшены», но потом перестал. Я надеюсь, что сейчас эти занятия помогут ему пробудить талант.
Хабаровский художник и фотограф Светлана Тиканова говорит, что ей не впервой работать с особенными детьми. Она разработала собственную методику, и за три с половиной месяца планирует научить участников проекта пользоваться телефоном в качестве фотоаппарата.
— Мы будем учиться делать коллажи – это поможет нам, когда мы будем изучать композицию, — говорит Светлана Тиканова. — Мы будем немножечко рисовать, у нас обязательно будут домашние задания, чтобы у детей было ощущение ответственности. Сейчас модны всякие марафоны, мы устроим серию таких марафончиков, на определённую тему. Например – на этой неделе вы должны замечать красный цвет. Мамина помада или платье, или прихватка на кухне, или герань на окне, или машина на улице – любые детали важны, и они будут их фотографировать и присылать в нашу группу в вотсап. Нужно игровую форму включить, чтобы занятия приносили побольше радости. А потом мы будем подводить итог этой темы. Мне кажется, это должно получиться весело.
Проект получил одобрение фонда президентских грантов и денежную поддержку – почти шестьсот тысяч рублей. Ещё порядка четырёхсот тысяч рублей выделили в рамках софинансирования хабаровские меценаты. Журнал «Бутик» обеспечил информационную поддержку проекта на своих страницах, его учредители говорят, что с каждого коммерческого проекта делают отчисление в адрес «Инклюзивной галереи».
— У нас много неравнодушных людей, и хоть сейчас непростое время, наши спонсоры и меценаты продолжают нам помогать, — говорит Виктория Бурцева, президент АНО в области культуры и искусства «Талантливые дети». — Это и Поярков Андрей Юрьевич, компания «Маском Восток», и «Полиметалл», и «Стройдорсервис», и «Золотая Русь». Без них не было бы и нашей организации и поддержки талантливых детей-инвалидов. Хочется, чтобы проект не заканчивался 31 июля, хочется, чтобы администрация города и края помогли бы нам с помещением, где могли бы наши дети развиваться, и была у нас своя инклюзивная художественная галерея.
Мария Полякова Фотографии автора
- Как айтишники на WorldSkills виртуальную реальность разрабатывали - читайте по ссылке
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен