Педагог - это призвание или наработанный опыт? Отвечая на этот вопрос, учитель обществознания и истории кадетской школы № 1 им. Ф.Ф. Ушакова Ирина Дербина, склоняется больше к первому варианту. Преподавать пошла по примеру семьи – бабушка, отец и мать всю жизнь отдали педагогике. Общий педагогический стаж династии Генрих – Дербина – Суворов действительно поражает, и составляет целых 173 года. учитель обществознания и истории хабаровск

Пошла по примеру родителей

Бабушка Ирины Дербиной - Валентина Генрих стала основателем учительской династии. Получив диплом ученого лесовода, она преподавала в Бурятской АССР. После переезда в Вяземский в 1967 году работала преподавателем лесного техникума, а потом стала заведующей заочного отделения. учитель обществознания и истории хабаровск

С этим местом у Ирины связаны теплые детские воспоминания.

- Когда мне было три года, мы переехали из Приморья к бабушке в Вяземский. Поскольку дом и техникум были в шаговой доступности, а родители работали, я часто была на бабушкином попечении. Она часто брала меня с собой на работу. Я бегала по этажам и коридорам, разглядывала гербарии и срезы деревьев, - вспоминает Ирина. учитель обществознания и истории хабаровск

Родители будущего учителя истории и обществознания Сергей и Наталья Генрих тоже педагоги. Отец по образованию учитель физики и информатики, а мама – русского и литературы. Для занятий он создавал много приборов для опытов, практических и лабораторных работ, - все своими руками. Как говорит Ирина, хоть она и была далека от физики, но эксперименты папы ей всегда нравились.

- Так как я учительский ребенок, то очень часто с утра и до вечера находилась именно в школе. С трепетом вспоминаю, как писала мелом на грифельной доске. Школьная жизнь была у меня постоянная. Видимо, другого пути мне и не было предначертано, - говорит Ирина Дербина.

Трудный выбор и интересные форматы проведения уроков

То, что Ирина продолжит путь семьи и станет учителем никто не сомневался. Осталось только определиться, что больше хочет преподавать – литературу или историю. Выбирать, как педагог признается, было трудно, так как одинаково любила эти предметы.

- Сделать выбор мне помогла мама – филолог. Она сказала, что когда приду в школу, литературой буду наслаждаться, а вот русский язык, который не очень любила, будет моим крестом. Поэтому и выбрала историю, чтобы была возможность больше говорить, и меньше проверять что-то письменное, - объясняет учитель.

Закончив в 1999 году обучение на историческом факультете Хабаровского педагогического университета, Ирина пришла работать в кадетскую школу № 1 им. Ф.Ф. Ушакова, и трудиться там уже 24 года.

К занятиям педагог подходит нестандартно. Так, например, повторение материала проходит в форме небольшого опроса, где еще раз акцентируется внимание на ключевых моментах. И действительно, уроки истории и обществознания должны проходить активно, информативно и интересно, чтобы ребята не скучали и включались в обсуждение.

- Я стараюсь удивлять ребят, потому что однообразие делает процесс скучным. Есть стандартные контрольные, а есть, например, «Своя игра», соревнования и квесты. Я очень люблю групповые формы занятий, когда ученики выполнят какую-то задачу вместе. Так они слушают друг друга, да и от сверстников информация приходит более доступная и понятная. Моя задача в этот момент поправлять и направлять. В командной работе каждый выполняет свою роль. Так ребенок понимает насколько важна его задача, и как он сам влияет на общий результат, - рассказывает учитель.

Стены кабинета украшены полезными табличками с важной исторической информацией. Парты в классе расположены иначе, чем в других кабинетах, - все сделано для удобного и комфортного взаимодействия учеников на уроках.

Как говорит один из учеников Евгений Киберев, уроки истории всегда проходят интересно, по сравнению с другими школьными предметами. Благодаря такой интерактивной форме занятий предмет дается ему легко. Проще запоминать исторические события, разбираться в сложных терминах и понимать их значение.

Успех такой работы заключается в подходе.

- При первой встрече с Ириной Сергеевной на уроке я поразилась, как человек интересно рассказывает и самое главное, к каждому ученику применяет индивидуальный подход. Учитель прекрасно и понятно объясняет, а история – очень сложный предмет, как и обществознание. Контрольных мы не боимся, - поделилась ученица Екатерина Кадетова.

Секреты мастерства

Как считает Ирина Дербина, любовь к профессии учителя передавалась отношением. В профессии надо быть честным, открытым и искрением, так как дети очень тонко чувствую фальшь.

- Учитель всегда должен быть любопытен. Это любопытство передается детям. Любите, то что делаете, и тогда у вас все получится, - советует педагог.

Важно и постоянно развиваться, и пользоваться каждой возможностью по максимуму, - участвовать в конкурсах и повышать свои профессиональные компетенции.

Дважды в 2008 и 2012 годах Ирина Дербина была победителем конкурса на присуждение денежной премии «Лучший учитель России». Также в кабинете стоят награды лауреата первого объединенного конкурса «Учитель года Хабаровского края – 2011», за участие в полуфинале Всероссийского конкурса «Учитель будущего» в 2012 году и «Учитель года России – 2012». Тяга к конкурсному движению у неё от отца, который в 1991 году стал первым победителем районного конкурса «Учитель года».

Муж Ирины Дербиной Сергей Суворов дополняет семейную династию. И вместе со своей командой участвует в конкурсах, федеральных и региональных проектах.

Фото автора и из личного архива Ирины Дербиной


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен