Детские дома пустеют: всех детей удаётся пристроить, но как?
Есть стереотип, что в детском доме дети-сироты живут до 18 лет одной большой семьёй. Но сотрудники детского дома № 4 работают по противоположному принципу. Многие дети в возрасте от четырёх до 18 лет уходят в семьи. Это трудно представить, поэтому Юлия Цун, руководитель службы по развитию инновационной деятельности, рассказала, как это происходит на деле. детский дом 4 Хабаровск
Почти как дома
Знакомство с четвёртым детским домом происходит со второго этажа, где сейчас живут 26 воспитанников. Там все условия быта приближены к домашним. После выхода 481 постановления правительства России, где сказано, что для детей-сирот должны быть созданы условия, приближенные к семейным, здесь многое поменялось.
Раньше жилая комната напоминала казарму, где личным пространством ребёнка были кровать и тумбочка. Сейчас это комнаты для двух человек, где есть шкаф, стол, кровати и прочие мелочи, создающие уют. Вместо столовой – кухня, и таких здесь несколько. Дети сами учатся готовить пищу, если проголодались. Также еду воспитанникам готовит повар. Ванные комнаты расположены в каждой группе, а рядом с ними комнаты со стиральной машинкой и сушилками. Дети привыкли стирать свои вещи самостоятельно. В общем, это совсем не то, что ожидаешь увидеть в детском доме. А на подоконнике спеет клубника! детский дом 4 Хабаровск
Пока ребёнок временно находится в детском доме, он живёт по своему расписанию. Учатся воспитанники четвёртого детского дома в разных школах, ходят на кружки по рисованию, спорту и танцам в учреждения допобразования. Младших детей сопровождают воспитатели, а подростки ездят самостоятельно. В свободное время они могут пригласить к себе друзей, ведь детский дом – открытое учреждение.
Уроки делают у себя в группе, каждый за своим столом. Готовят к экзаменам их приглашённые репетиторы-волонтеры или дети проходят онлайн-курс по образовательной программе «Шанс». Кстати, сотрудники детского дома единственные в крае сотрудничают с московским фондом «Арифметика добра».
Помощь репетитора тут приветствуется больше, чем бесполезное волонтёрство, когда люди приходят в детский дом, чтобы подарить дорогие вещи или конфеты. Вместо покупок лучше спросить у администрации детского дома, а что им нужно? Ведь на многие нужные вещи детским домам не выделяют деньги из госказны. Примеры умного волонтёрства – курс рисования, летняя техношкола, уроки хип-хопа или помощь в профориентации. Иногда бывают и удивительные случаи.
– Как-то позвонила девушка Марина, они хотели с мужем помочь, но не знали, как. А наши дети мечтали попасть в новый кинотеатр Cinema 9 IMAX в «Броско Молле». Детский дом не может позволить себе такое удовольствие, поэтому важно, что Марина купила каждому билет на тот сеанс, на который хотел каждый воспитанник, – рассказывает Юлия. детский дом 4 Хабаровск
Новая служба и партнёрство
Сотрудники модернизировали не только стены и режим проживания детей, но изменили полностью подход к работе. С 2019 года у них появилась «Служба по развитию инновационной деятельности организации и социализации воспитанников». Сотрудники теперь занимаются связями с общественностью, изучают опыт других регионов, адаптируют и внедряют его в своё учреждение. детский дом 4 Хабаровск
Раньше ребёнок, попадая в детский дом, оставался тут до 18 лет, выходил из него и не был готов ко взрослой жизни. Это происходило из-за того, что сотрудники только ухаживали и присматривали за воспитанниками, называя себя второй семьей. В четвёртом детском доме это табу. Семья только традиционная, дети из детского дома – соседи, а само учреждение – временное жильё. детский дом 4 хабаровск
– Когда ребёнок попадает в детский дом, то первое, что мы делаем, – работаем с кровной семьей, дальними родственниками и близкими друзьями семьи. Детский дом всячески оказывает поддержку таким людям, работая круглосуточно. Потому что главная цель – каждый ребёнок должен жить в семье. Если этот вариант невозможен, то мы находим ребёнку замещающую семью либо наставника, – говорит Юлия Цун.
Вся эта работа идёт по бессрочному проекту «Добро пожаловать в семью».
– Несколько лет назад мы поняли, чтобы сломать старую систему детских домов, надо поменять способ мышления у взрослых. И у нас это получилось. Каждый понедельник мы собираемся вместе со специалистами и обсуждаем путь каждого ребёнка: как у него дела с кровной семьей, есть ли кандидаты на усыновление. Если нет, то ребёнка «пиарят», то есть выкладывают о нем информацию в разных источниках.
Четвёртый детский дом налаживает социальное партнёрство с фондами, СМИ, благотворительными организациями и меценатами. Все это ради одной цели, чтобы ребёнок быстрее ушёл в любящую семью.
Статистика подтверждает успех работы сотрудников. В 2019 году 16 подростков нашли семьи, в том числе, братья и сестры – таких детей не разъединяют. В 2018 году в кровную семью вернули одного ребёнка, а в 2019-м уже семь детей вернулись в кровные семьи. В 2018-м в приёмные семьи ушли шесть детей, а в 2019-м – девять человек. В 2018 году 16 детей отдавали на временную передачу кровным родственникам, наставникам или кандидатам в приёмные родители. А в 2019-м в гостях побывало 24 человека. детский дом 4 хабаровск
За год проходит пять бесплатных курсов для приемных родителей. На них надо заранее записываться по телефону: 36-41-87. Школа наставников может быть групповой или индивидуальной. Это зависит от запросов детей детского дома. Обращаться по телефону: 8-909-807-29-08.
Дружба по интересам
Разрушает стереотип, что в детском доме всё общее, система наставничества. Так у каждого ребёнка есть свой друг, по-другому сказать, значимый взрослый или наставник.
Наставничество – это история, где нет места деньгам. Детям ничего нельзя дарить, покупать или оплачивать без согласования с куратором. Здесь в качестве валюты принимается опыт, время и внутренние силы наставника. Раз в неделю наставник встречается со своим подопечным и передаёт ему свой опыт. Он может пригласить ребёнка домой, проводить или забрать из кружка, научить платить за квартиру или делать покупки в магазине. Тогда дети верят, что они кому-то нужны.
В четвёртом детском доме не дружат ради того, чтобы дружить. Наставника и ребёнка объединяют по общим интересам и запросам. И прежде чем подростку находят друга, у него спрашивают согласие. Обычно в программу не берут детей младше десяти лет, но бывают исключения. Главное, что не ребёнка встраивают в систему, а система подстраивается под него.
Сотрудники детского дома тактично следят за развитием отношений друзей, чтобы ребёнок не забывал о том, что это не будущий родитель, а только друг. За четыре года был только один случай усыновления. Цель такой дружбы – подружиться, чтобы, когда дети уйдут из детского дома, у них был бы значимый взрослый, который продолжал бы с ним общение и помогал на протяжении всей жизни.
Юлия Цун называет три мотива, почему люди идут в наставники. Первое – у людей был опыт волонтёрской деятельности, но он ни к чему не привёл. А наставничество как раз, наоборот, системная история, где люди видят путь и его результат. Второе – люди хотят стать приёмными родителями. Но лучше быть хорошим наставником, чем плохим родителем. Третье – просто помочь ребёнку-сироте по внутренней потребности.
Курс наставничества длится месяц. За это время у человека уходят эмоции и остаётся только рациональный подход. Сотрудники точно знают, какой ключик к какому замочку подходит. Некоторые люди в процессе отказываются быть наставниками, а кто-то говорит, что он готов. Курс ни к чему не обязывает. Все наставники – разные люди. Но Юлия Цун называет, пожалуй, единственное качество, которое должно быть у наставника – умение принимать ребёнка таким, какой он есть. И если ребёнок совершает проступок, то это не характер и не гены, а крик о помощи: «Пожалуйста, обрати на меня внимание! Вы можете меня полюбить таким?».
Рассуждая о системе детских домов, Юлия Цун считает, что лучше бы её вообще упразднить: «Должны существовать профессиональные приёмные семьи. Надо работать с семьей ещё на моменте, когда её можно сохранить». И это не такое уж далёкое будущее. В западной части страны есть детские деревни SOS, где дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живут в семейных домах с SOS-мамами, братьями и сёстрами в атмосфере любви, уважения и доверия.
Таким образом, ребёнка получается определить в семью, если погружаешься с головой во внутренний мир каждого воспитанника. И сотрудники детского дома № 4 делают это очень аккуратно и с умом.
- Прочитать о «Пацанском клубе» Фёдора Цуна вы можете по ссылке.
Что почитать и послушать по теме:
– Ликбез по приёмному родительству (16 видеоуроков от фонда «Арифметики добра»).
– Александр Гезалов «Соленое детство».
– Людмила Петрановкая «Минус один? Плюс один!».
– Людмила Петрановская «В класс пришел приемный ребенок».
– Людмила Петрановкая «Дитя двух семей. Приемный ребенок в семье».
– Майя Ракита «Дневник приемной матери».
Фото автора и сотрудников детского дома
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен