Играючи попасть в историю: «Тропою тигра» и другие поучающие настолки
Недавно в Хабаровске коллективом местной студии «Тигриный угол» выпущена ролевая игра под таинственным названием «Тропою тигра». Кое-кому в городе уже удалось сыграть в эту настолку и с головой погрузиться в дальневосточные исторические реалии. Ну а мы решили познакомить читателей «Хабинфо» с тем, как и во что люди играли прежде.
Они были первыми…
Человечество любило играть издревле. Первая игра появилась на нашей планете на территории Африки ещё около 5500 лет назад. Это был помеченный, с одной стороны, камень-жребий, который люди зажимали в кулаке.
Родиной же настольных игр по праву считается древний Египет, где были изобретены Сенет, — аналог современных шашек. В неё играли все жители: от фараона до простого крестьянина и ремесленника. К первым в истории человечества настольным играм можно отнести также древнеегипетские Мехен и Ур, персидский аналог нард, древнеиндийские шахматы Чатурангу и шашки Чаупар. С дальнейшим развитием человеческого общества происходили одновременно рост числа игр и усложнение их механизмов.
Самой древней игрой на Руси на сегодняшний день принято считать бирюльки. В эту игру играли целые семьи. Она включала множество мелких предметов, которые сгребались в кучу, а затем по очереди вытаскивались. Игрок, который разваливал кучу, — проигрывал.
Свои настольные игры были и у коренных народов Дальнего Востока. Так, например, представители народа саха любили играть в «хаамыска», — игру, в которой после подбрасывания вверх одного камушка и до его окончательного падения игроку предстояло собрать со стола все остальные. Самый древний народ на Земле, — нивхи любили играть в «тюк вах». По правилам этой игры, после того как участник рассыплет по столу до 30 фишек, ему предстояло щелчком пальцев по одной из «своих» фишек поочередно собрать все остальные. Если он сбивал «чужую» фишку, то ход переходил к сопернику. Побеждал тот, кто собирал все «свои» фишки. Настольные игры существовали и у других дальневосточных народов. Они также были направлены на развитие памяти, логики, меткости, внимания и навыка критического анализа.
Игры — в образование!
Постепенно, с развитием системы образования, человечество стало использовать настольные игры не только для развлечения и заработка денег, но и для обучения подрастающего поколения. Особую нишу здесь заняли игры на историческую тематику.
Впервые исторические игры на учебных занятиях стали использовать именно в Российской империи, в XIX веке. Наиболее популярными играми на тему истории и этнографии в тот период времени стали такие, как: «Синопское сражение», «Путешествие по России», «Игра наций», «Самоделки» и т. д. Всех их объединяло то, что они были посвящены каким-либо историческим событиям, географическим объектам или особенностям национальной культуры.
Инициатором данного процесса стал учитель, историк и методист Андрей Фёдорович Гартвиг, некоторое время преподававший и директорствовавший в Рязанской учительской семинарии. Правильное, по его мнению, обучение истории заключалось в самостоятельности работы учащихся. Так, он писал: «…наша совместная работа будет гораздо продуктивнее, если ученицы будут участвовать в этой работе «активно и притом коллективно»». Задачу же учителя он видел в привитии учащимся навыка самостоятельного пользования историческим материалом, чтении исторических книг, критическом анализе различных процессов.
Именно А.Ф. Гартвиг начал вводить в процесс отечественного образования дидактические игры, посвящённые в первую очередь военной истории России, историческим деятелям прошедших эпох. Это позволяло развивать самостоятельность и инициативность у учащихся.
Идеи А.Ф. Гартвига были присущи и «настолкам» советской эпохи, отражающим важные политические процессы в жизни страны. Так, например, становление советской авиации и начало признания СССР иностранными государствами привело к появлению рекламы авиационного общества «Добролёт», в виде картонной карты с изображёнными на ней пунктами посадки самолёта на трассе «Москва — Китай», костями и фишками. Развитию советской промышленности были посвящены игры «Электрификация» (1928 год) и «Дадим сырьё заводам» (1930 год). Подвиг исследователей-полярников в освоении Арктики демонстрировала игра «По следам папанинцев» (1939 год), выпущенная Наркоматом просвещения РСФСР. Победу коммунистического строя освещала игра «Ленин идёт в Смольный (1970 год) и т. д. Однако во всех них отсутствовала идея привития детям любовь к истории малой родины, к её природным и культурным богатствам.
На современном этапе
Подлинный расцвет настольные игры по истории родного края, своей малой родины пережили уже в постсоветской России. Именно в этот период поняли, что такие игры могут помочь учителю на уроках истории сделать изучаемый материал «живым». Именно в игре фантазия ребёнка, пока не обременённого жизненными проблемами, помогает ему творить, искать, путешествовать. Кроме того, определенную роль во «взрыве популярности» краеведческих настольных игр сыграли возможности книгоиздательского дела и массовой публикации настольно-печатных игр, развитие интернет-магазинов, способных рекламировать и реализовывать данную продукцию.
Настольные игры стали активно использоваться не только в домашних условиях, в кругу семьи или коллективе друзей, но и в образовательном процессе. К таковым можно отнести, например, вышедшие в ряде географических точках Российской Федерации настольные игры «Лабиринты древнего Новгорода», «Чукотская глаголица», «Белгородчина в лицах», «Путешествие по Алтайскому краю», «Ураловед», «Путешествие по селу Сигаево» и т. д.
Например, уникальной находкой для многих хабаровчан и гостей города могут стать краеведческие игры местной хабаровской студии «Тигриный угол». Специалистами данной студии были созданы уникальные по своей технологии и сюжету игры, не имеющие аналогов.
В 2022 году специально к 150-летнему юбилею со дня рождения знаменитого русского писателя, этнографа, путешественника и военного разведчика, исследователя юга Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева коллективом студии была выпущена ролевая игра под таинственным названием «Тропою тигра». Одним из первых мест для презентации данной игры широкой публике стал МАУ «Центр патриотического воспитания» г. Хабаровска.
В основу игры были положены книги самого исследователя, — «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю», написанные им по результатам своих таёжных экспедиций на территории Приамурья и Приморья.
Ребята, участвующие в игре с большим интересом, в облике штабс-капитана Русской императорской армии, странствуют по тайге Дальнего Востока, исследуют «новые территории», сражаются с хищниками и китайскими разбойниками — хунхузами, угрожающими местным поселенцам. Игра интересна тем, что игроки фактически воссоздают мир русского Приморья и полностью погружаются в исторический процесс.
Странствуя в ходе игры по «дальневосточной тайге», дети, попутно, изучают природу юга Дальнего Востока: горы, леса и реки, рыбу и животных, собирают жэньшень. По ходу им придётся «вступать» в отношения с местными жителями и пришлым населением (удэгейцами и маньчжурами, русскими крестьянами — старообрядцами и золотопромышленниками), изучать их образ жизни и особенности ремесел, язык и культуру, а также «тесно» взаимодействовать и торговать с ними.
Главным результатом в игре остаётся достигнутая участниками цель в виде прохождения «тропой» Арсеньева и открытия вместе с ним «своего» удивительного мира Дальнего Востока. И на сегодняшний день, глядя на радостные и удивлённые лица ребят можно с полной уверенностью говорить о том, что эта цель — реальна. Хочется верить, что таких игр будет только больше!
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен